Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основными аспектами государственного финансового контроля являются

Сущность государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

Сущность государственного финансового контроля.

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина- это чёткое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъекта контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный контроль проводится:

  1. В силу требований законодательства, например, контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;
  2. По решению компетентных государственных органов (например проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В частности, в зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, общественный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль можно подразделить на надведомственный и внутриведомственнй. Эту классификацию контроля, в свою очередь, можно подразделить в зависимости от видов органов, осуществляющих его, на финансовый контроль: 1.представительных органов власти; 2. Президента РФ;3.исполнительных органов власти общей компетенции; 4. Финансово-кредитных органов;5. Ведомственный контроль.

Представительные органы государственной власти.

Принцип разделения властей придаёт контролю за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительно власти исключительно важную роль. Определяет его новое содержание. Основы этого контроля закреплены конституционно: в Конституции Российской Федерации , в конституциях республик в составе Федерации, а также в уставах краёв, областей, других субъектов Федерации. Финансовый контроль в них выделен особо.

Так, Государственная Дума рассматривает и утверждает отчёт об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Правительством, а так же отчёты об исполнении бюджетных, внебюджетных государственных социальных фондов. Контрольные функции в области финансов выполняют так же комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения. Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и налогам, банкам и финансам, Комитету по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы и Комитету Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному, таможенному регулированию, банковской деятельности, осуществляющих контроль в этой области в целом.

Согласно ч. 5 ст.101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату РФ, которая выделяется своим значением и правовым статусом среди специальных контрольных органов.

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение Счетной палаты — г. Москва.

Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии, тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизии и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решения о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Читать еще:  Роль финансов в экономике государства

В целях обеспечения эффективности президентского контроля создан в ведении Президента РФ специальный контрольный орган- Главное контрольное управление Президента РФ.

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации Президента, соответствующими комитетами и комиссиями при нём, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

К основным функциям Главного контрольного управления отнесены:

контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а так же организациями;

контроль и проверка за исполнением поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

подготовка на основе проведённых проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для реализации своих контрольных функций Контрольное управление наделено правами: требовать от руководителей государственных органов, предприятий, учреждений и организаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию необходимую для проведения проверок в соответствии с задачами Управления; привлекать к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, специалистов; вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок.

Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотлагательно.

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции -Правительство РФ, правительства, администрации субъектов Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

Государственные и муниципальные финансы. Тема 16. Организация финансового контроля. Тест для самопроверки

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Основные органы финансового контроля в РФ
Федеральное собрание
Президент
Центральный банк
Правительство
Счетная палата
Профсоюзы
Политические партии

2. Целью президентского контроля является
подготовка заключения на проект бюджета
контроль за рациональным использованием государственных средств
обеспечение целостности экономического пространства страны
обеспечение единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории

3. Целью государственного финансового контроля в РФ является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение …
экономической обоснованности государственных расходов
полноты поступления средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ
полноты поступления средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов
законности и правильности расходования средств
сохранности и повышение эффективности использования частной собственности
экономической безопасности Российской Федерации

4. Наиболее существенные элементы контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно–ревизионных мероприятий
субъект контроля
объект контроля
предмет контроля
принципы контроля
методика контроля
техника и технология контроля
процесс контроля
сбор и обработка исходных данных для проведения контроля
результат контроля
принятие решения по результатам контроля

5. Виды контроля в зависимости от субъекта контроля
государственный
ведомственный
предварительный
последующий
общественный
независимый
внутрихозяйственный
правовой
гражданский

6. Основные методы бюджетного контроля
проверка, обследование, анализ, ревизия
проверка, обследование, мониторинг, анализ, ревизия
проверка, мониторинг, анализ, ревизия
обследование, анализ, мониторинг, ревизия

7. Важнейшие направления работы Счетной палаты
научно-методическая
контрольно-ревизионная
консультационная
экспертно-аналитическая
информационная деятельность

8. Положения, характеризующие государственный (муниципальный) финансовый контроль:
система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию и распределению финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти
система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти
система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти
является формой реализации контрольной функции финансов

В чем заключаются функции финансового контроля

Финансы — это особые экономические взаимоотношения между участниками бюджетного процесса, а также внебюджетных фондов, связанные с созданием, распределением и использованием денежных средств, направленных на выполнение основных государственных функций и социально-экономических задач.

Государственные финансы выполняют распределительную, регулирующую, контрольную функции, а также полностью отражают ход распределительного процесса. Следовательно, контрольная деятельность финансов и финансовый контроль по сути одно и то же, так как оба определения направлены на выявление и устранение нарушений в сфере экономических отношений.

Уровни контроля

Действующие виды контроля можно сгруппировать по одному признаку — это уровень, на котором исполняются контрольные функции. Выделяют:

  1. Государственный финансовый контроль. Наиболее масштабная форма контроля, так как затрагивает практически все виды и формы финансовых взаимоотношений в рамках целого государства. Деятельность государственного финансового контроля выполняет не только Минфин и ФНС, но и другие многочисленные структуры и ведомства исполнительной власти. Основная цель — это повышение эффективности сбора, а затем распределения и использования средств.
  2. Муниципальный финансовый контроль. Аналогичный формат контроля, действующий в рамках конкретного муниципалитета. Часть полномочий государства делегировано органам исполнительной власти муниципальных образований. В рамках таких взаимоотношений выступает муниципальная форма контроля.
  3. Общественный финансовый контроль. Вид надзора, осуществляемый со стороны граждан, партий, объединений и коллективов. Примерами такого варианта контроля может выступать общественный контроль профсоюзов в рамках вопросов оплаты труда или деятельность общественных палат в рамках исполнения законодательства по закупкам.
  4. Внутрифирменный контроль. Формат финансового контроля, ставший обязательным для всех экономических субъектов. Обязанность была введена законом № 402-ФЗ и Приказом № 256н — ФСБУ. Организация обязана разработать и утвердить индивидуальный порядок проведения внутреннего контроля в своей учетной политике.

Отдельно стоит отметить аудиторский финансовый контроль. Может быть обязательным (предусмотрен законодательство), допустим инициативный формат (проводится по инициативе заинтересованных сторон, собственников, распорядителей).

Экономическое значение

Институт финансового контроля как в отношении локального объекта, например бюджетного учреждения или коммерческой компании, так и в отношении целого государства невозможно недооценивать. Проверки, проводимые в рамках осуществления финансового контроля позволяют экономическому субъекту не только выявлять слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности, но и повышать рациональность использования финансов.

Экономическое значение финансового контроля характеризуется следующими аспектами:

  1. Контроль напрямую стимулирует подконтрольные объекты стремиться к обеспечению законности процедур управления финансами.
  2. Оптимизация структуры управления финансами проявляется как результат деятельности этих структур.
  3. Надлежащий контроль обеспечивает стабильное функционирование субъекта. Например, в рамках организации это бесперебойный цикл жизнедеятельности, самостоятельное обеспечение капиталами производства.
Читать еще:  Содержание финансовой политики государства

Значение контроля на государственном уровне позволяет обеспечить доходность бюджета. То есть функционируют целые министерства, службы и ведомства по контролю и сбору налоговых платежей, формирующих доходную часть бюджета (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Центральный банк РФ). Также контрольные функции позволяют обеспечить занятость населения, укрепить рыночные взаимоотношения.

Задачи финансового контроля

Подробно раскрыть сущность и функции финансового контроля невозможно без определения основных задач. К таковым относятся:

  • повышение эффективности расходования денежных средств при сохранении целевого назначения операций;
  • обеспечение качественного и эффективного планирования, создание резервных фондов для поддержки и развития производства;
  • соблюдение законности, направленности и правомерности при осуществлении операций;
  • обеспечение контроля за правильностью ведения бухучета, составления отчетности, выполнения валютных операций, расчетов по налоговым обязательствам и бюджетным платежам;
  • определение скрытых и неиспользуемых ресурсов (денежных, трудовых, материальных), их перераспределение с целью повышения производства;
  • достижение социально значимых целей и показателей при формировании и расходовании бюджетов.

Основные функции финансового контроля

Финансовый контроль, как вид управленческого регулирования финансовой системы государства или отдельного экономического субъекта, позволяет всем структурам функционировать четко и правильно. Своевременное выявление нарушений в порядке ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, проведения валютных операций и прочих фактов хозяйственной деятельности позволяет повысить эффективность производства и расходования средств.

Правильная организация финансового контроля заключается в рациональном распределении его целей между государственными структурами либо отделами предприятия.

Функции финансово-экономического контроля:

  1. Анализ. Суть заключается в подробном изучении результатов проведенных операций в сфере финансово-экономических взаимоотношений с целью выявления отклонений от исполнения действующего законодательства, поставленных целей, нарушений при формировании и исполнении бюджетов. Позволяет выявить и исключить факторы и причины, приведшие к отклонениям.
  2. Корректировка — создание актуальных предложений, направленных на устранение выявленных причин и факторов, повлекших отклонения в финансовой системе. В основном разработка предложений через нормативно-правовое регулирование финансовых вопросов. Следовательно, данную функцию финансового контроля выполняют представительные органы власти и Министерство финансов РФ.
  3. Предупреждение. Заключается в организации и проведении мероприятий, направленных на противодействие нарушений в финансовой системе государства или предприятия. Разработка и внедрение новых методов финансового контроля также относится к предупредительной работе органов ФК.

Основной целью финансового контроля является управление и регулирование сферы экономических взаимоотношений между структурами экономического субъекта. Причем уровень финансового контроля (государственный или внутрифирменный) не имеет никакого значения.

Сущностные характеристики и критерии системы государственного финансового контроля

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 31.05.2015 2015-05-31

Статья просмотрена: 1084 раза

Библиографическое описание:

Козько, Е. В. Сущностные характеристики и критерии системы государственного финансового контроля / Е. В. Козько. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 873-876. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19626/ (дата обращения: 09.04.2020).

Рассматриваются актуальные вопросы построения теоретической базы системы государственного финансового контроля в Российской Федерации

Ключевые слова: контроль, финансовый контроль, государственный финансовый контроль, системный подход, система государственного финансового контроля

В современном обществе составным элементом системы государственного контроля является финансовый контроль.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Современное толкование понятия «финансовый контроль» отличают многоплановость его целей и многогранность задач. В настоящее время финансовый контроль — это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это, прежде всего, важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления [1, с. 15].

В отечественной экономической литературе теме финансового контроля уделяется большое внимание, однако среди ученых и практиков, рассматривающих эту проблему, нет единства взглядов по сущности финансового контроля. Одни ученые (В. М. Родионова, М. В. Романовский, С. Ф. Федулова) рассматривают финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, другие исследователи (Е. Ю. Грачева, М. В. Мельник) характеризуют его с позиций организационно-управленческого подхода как деятельность специально созданных контролирующих органов. Многие авторы (Л. И. Воронина, С. О. Шохин) рассматривают финансовый контроль как функцию управления [2, с.342].

Такое многообразие подходов к определению финансового контроля вызвано недостаточной теоретической проработанностью проблем финансового контроля в рыночных условиях.

Отдельные авторы отождествляют понятия финансовый контроль и государственный финансовый контроль. Однако государственный финансовый контроль является одной из основных составляющих системы финансового контроля.

Владимирова В. В. отмечает, что государственный финансовый контроль «имеет более узкий спектр действия и распространяется, во-первых, на сферу формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета (обеспечивая контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и государственной собственности). В связи с этим государственный финансовый контроль распространяется на соответствующие министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета и использующие его средства, а также на предприятия и организации, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.)» [3].

Исходя из этого, в общем понимании «государственный финансовый контроль (ГФК) представляет собой деятельность органов государственной власти и управления, их должностных лиц, а также специально созданных ими органов (организационных структур) за соблюдением экономическими субъектами законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по эффективному использованию государственных средств» [4].

Организация эффективного финансового контроля над государственными бюджетными потоками настоятельно требует реформирования системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.

В целом система ГФК должна быть построена так, чтобы было понятно, в чем действительно заключаются цели государства и как оно обеспечивает их достижение.

Что есть система? В самом общем виде систему можно определить как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целое. Системный подход, одно время подзабытый и переживающий ныне своеобразный «ренессанс», незаменим именно в вопросах управления и контроля, ибо ориентирует на комплексное исследование объекта (системы социального управления), на раскрытие его целостности, внутренних и внешних связей, целей и задач каждого из элементов, обусловленных общим предназначением [5, с. 34].

Системный подход получил свое развитие в связи с появлением новой парадигмы экономической теории — системной экономики, которая интегрирует основы существующих экономических парадигм (неоклассическая, институциональная, эволюционная) и теории экономических систем в рамках пространственно-временного подхода [6].

В России исследованиями в области системной экономики занимается Г. Б. Клейнер, зам. директора ЦЭМИ РАН, член-корреспондент РАН.

Концепция системной экономики базируется на представлении экономики в виде процессов создания, функционирования, взаимодействия и трансформации экономических систем [7].

Читать еще:  Понятие финансов государства

Системная экономика раскрывает необходимость и сущность совокупности взаимодействующих систем. К числу экономических систем относятся предприятия, организации, рынки, регионы, страны, субъекты РФ и другие подобные образования. В качестве экономических систем целесообразно рассматривать также социально-экономические процессы, программы, планы, проекты и т. п. [7].

Применительно к государственному финансовому контролю системная экономика усиливает значимость системы государственного финансового контроля в тесной связи с системой государственного управления.

Основные принципы системного подхода к организации государственного финансового контроля выделил Н. С. Столяров. [5]. К их числу относятся: целостность, структуризация, иерархичность, функциональность, информационность.

Руководствуясь исходными принципами системного подхода к организации государственного финансового контроля, попытаемся обобщить разные точки зрения на эту проблему.

В настоящее время написано достаточно много научных работ, в которых в качестве объекта исследования рассматривается финансовый контроль как система.

Свои труды, раскрывающие вопросы системы контроля, посвятили ученые В. В. Бурцев, Э. А. Вознесенский, Е. А. Кочерин, О. А. Ногина, Г. Л. Рабинович, В. М. Родионова, В. И. Шлейников, Т. Е. Гварлиани, С. В. Черемшанов и другие.

С точки зрения Гварлиани Т. Е.и Черемшанова С. В. «составляющими любой системы являются элементы, свойства этих элементов, связи, которые соединяют элементы со свойствами системы, а также структура системы, которая отражает наиболее существенные и устойчивые связи между элементами системы и их группами» [8].

В связи с таким подходом к трактовке системы финансового контроля следует определиться, какие элементы являются составляющими этой системы.

Так, Е. Ю. Грачева, Л. Я. Хорина для характеристики финансового контроля использует такое понятие, как система финансового контроля и включают в нее следующие элементы: субъект контроля (кто контролирует); объект контроля (кого контролируют); предмет контроля (что контролируют); принципы контроля; метод (методика) контроля; техника и технология контроля; принятие решения по результатам контроля; оценка эффективности контроля [9, с. 67].

В работе В. М. Родионовой и В. И. Шлейникова представлен наиболее полный состав элементов финансового контроля. Помимо вышеперечисленных элементов данные авторы в качестве элементов финансово контроля приводят также: сферы деятельности, процессы, механизмы сбора и обработки исходных данных (информации) для проведения контроля [1, с. 19].

В другом аспекте сгруппировал элементы системы ГФК В. В. Бурцев. Его группировка выглядит следующим образом: теоретическая база (определения понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды ГФК и т. д.); нормативная база, методическое обеспечение; организационные структуры (включая их звенья — центры ответственности, статус и порядок взаимосвязей последних); научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение; материально-техническое и финансовое обеспечение (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы техника, помещения и т. д.); информационно-коммуникативная инфраструктура (информационное обеспечение, система коммуникаций) [8].

Даниленко Н. И. вышеперечисленные элементы системы ГФК, предложенные В. В. Бурцевым разделяет на две группы: основные и вспомогательные. В первую группу включены: теоретическая база, информационно-коммуникативная система, организационные структуры, нормативная база и методическое обеспечение. Вторая группа объединяет финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение [4].

В более поздней трактовке Даниленко Н. И. в единой системе государственного и муниципального контроля выделяет образующие ее основные и обеспечивающие компоненты. По мнению автора, основу, или фундамент, единой системы государственного и муниципального финансового контроля составляют: законодательная, нормативно-правовая, методическая базы, организационные структуры (построение). В качестве обеспечивающей системы выделяют: финансовую, кадровую, материально-техническую, информационно-коммуникативную, документальную и др. [10].

Однако следует отметить, что в данной классификации отсутствует такой важный элемент системы ГФК как теоретическая база, которая включает в себя определение понятий, значение, функции, цели, задачи, принципы, классификации, критерии эффективности и др.

На фоне того, что уже сегодня функционируют различные органы финансового контроля, принимаются федеральные законы, развиваются учебные программы и курсы по контролю, до сих пор у нас нет единой теории финансового контроля, отсутствие которой не позволяет правильно оценить сложившиеся ситуации в системе финансовых отношений [8].

Теоретическая база создает фундамент для функционирования всех элементов системы ГФК. Без надлежащей теоретической базы не будет единой и целостной системы финансового контроля.

Изучение разных подходов к классификации элементов системы ГФК показало, что классификация, предложенная Н. И. Даниленко, наиболее глубоко раскрывают концептуальные подходы к системе ГФК. Но на наш взгляд, в данную классификацию целесообразно включить в качестве основы помимо других элементов и теоретическую базу. Система государственного финансового контроля и ее основные элементы представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Система государственного финансового контроля

Таким образом, государственный финансовый контроль как система, представляет собой множество связанных между собой подсистем, обладающих определенными свойствами.

В России к настоящему времени в основном сложилась система государственного финансового контроля, приближенная к реалиям формирующейся рыночной экономики и особенностям федеративного устройства страны. Для усиления государственного финансового контроля, его дальнейшего становления как полномасштабной системы, охватывающей все, что составляет интересы государства и его граждан в финансовой сфере, нужно реально оценивать современное состояние основных элементов этой системы и искать пути их совершенствования. [11].

1. Родионова, В. М. Финансовый контроль: учебник. /В. М. Родионова, В. И. Шлейников. — М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. — 320 с.

2. Цыренова, И. Ц. Анализ проблем развития системы государственного финансового контроля в Российской Федерации / И. Ц. Цыренова // Бизнес в законе. — – 2011. — № 2. — С. 342–344.

3. Владимиров, В. В. Об особенностях деятельности органов государственного финансового контроля в Российской Федерации /В. В. Владимиров // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации — 2009. № 14. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

4. Даниленко, Н. И. Совершенствование теоретических основ государственного и муниципального финансового контроля в аспекте реформирования государственного управления в финансовой сфере / Даниленко Н. И. // Научный вестник УрАГС. — 2009. — № 1 — Режим доступа: http://www.twirpx.com.

5. Столяров, Н. С. О концептуальных подходах к системе государственного финансового контроля в РФ / Н. С. Столяров // Вестник ФА. — 2006. — № 5. — С. 33–45.

6. Клейнер, Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия / Г. Б. Клейнер // Вопросы экономики. — 2002. — № 10. — Режим доступа: http://kleiner.ru.

7. Клейнер, Г. Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории / Г. Б. Клейнер // Вопросы экономики. — 2013. — № 6 — Режим доступа: http://institutiones.com.

8. Гварлиани, Т. Е. Налогообложение и финансовый контроль / Т. Е. Гварлиани, С. В. Черемшанов // Аудит и финансовый анализ — 2003. — № 4. — Режим доступа: http://www.auditfin.com.

9. Кондрат, Е. Н. Государственный финансовый контроль: понятие и сущность / Е. Н. Кондрат // Мир политики и социологии — 2012. — № 1. — С. 65–72.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector