Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности финансов государства

Особенности государственных финансов;

Тема 14. Финансы государства и их роль в экономике

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности государственных финансов

2. Государственный бюджет: структура

3. Классификация налогов

Краткий конспект лекций:

Государственные финансы – это один из основных элементов национальной финансовой системы, также включающую в себя финансы крупных корпораций, финансы домохозяйств.

Отличительные особенности государственных финансов представлены в табл.1:

Отличительные особенности государственных финансов

При этом и бюджетные, и внебюджетные фонды могут распределяться по уровням (федеральный, региональный, муниципальный)

На основании представленных отличительных особенностей можно конкретизировать, что государственные финансы – это один из основных элементов финансовой системы, структурно включающие бюджетные и внебюджетные фонды, собственником которых являются органы исполнительной власти, для реализации направлений государственного регулирования рыночной экономики.

2. Государственный бюджет: структура

Доходная часть бюджета образуется за счет основных видов поступлений:

— доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

— доходы и предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Второй составной частью бюджета являются расходы, которая реализует финансирование основных потребностей правительства. Структурно доходная часть включает в себя:

— расходы на поддержку отдельных отраслей экономики;

— расходы на социально-культурные мероприятия;

-расходы на государственное управление;

— расходы на национальную оборону;

— расходы на международную деятельность;

За последние годы произошли существенные структурные сдвиги в расходной части государственных бюджетов:

-снижение удельного веса расходов, связанных с обороной;

-увеличение затрат, способствующих обеспечению устойчивого экономического роста;

-относительная стабилизация расходов, направляемых на социальное развитие.

При этом расширение бюджетного финансирования по всему спектру задач приводит к преувеличению затрат возможностям бюджета (точнее – его доходной части), как следствие, дефициту бюджета:

При этом дефицит бюджета носит циклический характер, он нарастает в периоды кризиса и депрессии, снижается (приобретает форму профицита) – в фазах оживления и подъема.

Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться следующие источники:

-расширение спектра неналоговых поступлений;

-различные формы кредитов, формирующих внешний и внутренний долги (в сумме государственный долг).

Нарастание государственного долга имеет ряд негативных последствий:

1) увеличение доли средств бюджета, идущих на его погашение;

2) снижение средств, идущих на обеспечение расширенного воспроизводства и социальное развитие;

3) широкая продажа государственных ценных бумаг приводит к повышению процентных ставок и увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов, вызывая «эффект вытеснения» с рынка других (негосударственных) продавцов.

Наличие данных негативных факторов способствовало тому, что в современных условиях наибольшее значение приобретает оптимизация расходных обязательств государства при расширении спектра дополнительных доходных источников.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, особенности

Финансовая деятельность государства — это осущест­вление им функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию денежных фондов (финан­совых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований , осу­ществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель­ством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функции по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию муниципальных (мест­ных) денежных фондов в целях реализации социально-экономичес­ких задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса­ми деятельности органов местного самоуправления. Особенностью муниципальной финансо­вой деятельности является обеспечение финан­совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен­ных местным сообществом, и делегированных полномочий государства.

Финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон:

  1. как особый вид экономической деятельности;
  2. как разновидность государственного управления.

Финансовая деятельность государства как особый вид экономической деятельности

Признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как особый вид экономической деятельности:

  • выпуск денежных знаков (эмиссия);
  • организация и регулирование денежного обраще­ния в стране;
  • осуществление расчетов.

Деньги выполняют роль измерителя стоимости товаров и услуг, являются всеобщим эквивалентом, помогающим быстро и эффективно обменивать один товар на другой, способству­ют нормальной работе хозяйственных механизмов в сфере как госу­дарственного, так и частного бизнеса, в наиболее удобной форме по­могают гражданам удовлетворять свои потребности.

В процессе осущест­вления финансовой деятельности государство собирает (мобилизу­ет) денежные средства, распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды. Это очень существенный признак финансовой деятельности государства. При этом государство использует различные ме­тоды: установление налогов и сборов, добровольное привлечение де­нежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д.

В рассматриваемом плане огромное значение для функциони­рования государства имеет создание федерального бюджета как цен­трализованного фонда Российской Федерации, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного зна­чения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации в це­лях выравнивания условий их социально-экономического развития.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает создание основных го­сударственных внебюджетных фондов, к числу которых относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды. Финансовые фонды дисциплинируют государство, обязы­вают должностных лиц использовать денежные средства законно и на цели, указанные в законе. Создание денежных фондов в процессе мобилизации денежных средств, их распределения и перераспреде­ления представляет собой основное направление в финансовой дея­тельности государства.

В процессе финансовой деятельности государство расходует де­нежные средства. Из федерального бюджета госу­дарство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенсионно­го фонда РФ выплачивает пенсии гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий, и т.д.

Расходуя денежные средства, государство:

  • применяет бюджетное финансирование, т.е. целевой, безвоз­мездный, безвозвратный отпуск государственных денежных средств;
  • применяет банковское кредитование, т.е. выдачу возвратных ссуд, за пользование которыми граждане и юридические лица уплачивают проценты;
  • выплачивает страховые возмещения и т.д.

Таким образом, финансовую деятельность государства обра­зуют прежде всего такие ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная деятельность. Однако панорама финан­совой деятельности государства показывает и другие ее состав­ные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансово-контрольную и др.

Финансовая деятельность государства как разновидность управлен­ческой деятельности

Финансовая деятельность государства представ­ляет собой «специальную отрасль государственного управления». В этом качестве финансовая деятельность государства является:

  • властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти;
  • государственно-плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени (квартала, года);
  • координирующей;
  • контролирующей.

Управленческий характер финансовой деятельности проявляется в том, что она осуществляется на основе правовых управленческих ре­шений как представительных, так и исполнительных органов власти. В иерархии таких решений ведущее место принадлежит актам пред­ставительных органов, в первую очередь федеральным законам и за­конам субъектов Федерации о бюджетах, налогах и т.д.

Наибольшую часть управленческих решений в области финан­совой деятельности государства составляют акты органов исполни­тельной власти, и это естественно, потому что преимущественно эти органы осуществляют финансовую деятельность (Минфин России, налоговые службы). При этом в каждом конкретном случае осущест­вление финансовой деятельности представляет собой иерархическую связь двух субъектов: один из них командует, реализует направляю­щее, координирующее, контролирующее воздействие, а другой субъ­ект подпадает под его власть. Наиболее заметно такое воздействие в налоговом правоотношении (налоговый орган — налогоплатель­щик), в бюджетно-процессуальном правоотношении (законодатель­ный орган — орган исполнительной власти).

Финансовая деятельность представляет собой управленческую деятельность координирующего характера , в процессе осуществление которой устанавливается в зависимости от обстоятельств целе­сообразное соотношение расходной части с доходной частью бюдже­тов различных уровней путем бюджетного регулирования: процент­ных отчислений от налогов в те или иные бюджеты, предоставления дотаций, субвенций и субсидий и т.д. Однако координацию как управленческое воздействие по согласованию действий различных финансовых органов вряд ли можно ограничить только бюджетной сферой. Она распространяется на эмиссионную, налоговую, валют­ную и другие сферы финансовой деятельности государства.

Планирование имманентно присуще финансовой деятельности как деятельности управленческой. Например, исполнение бюдже­та как по доходам, так и по расходам осуществляется строго по пла­ну: каждый доход и каждый расход бюджета предусмотрены зако­ном и реализуются в установленное законом время. Иначе говоря, финансовая деятельность любой государственной организации осу­ществляется не произвольно, а на основе какого-либо финансово-планового акта: сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, баланса доходов и расходов предприятия, кассового плана и т.д.

Таким образом, финансовая деятельность государства представ­ляет собой плановый процесс мобилизации денежных средств, соз­дания финансовых фондов, расходования денежных средств для эф­фективного выполнения государством своих задач и функций.

Читать еще:  Правовые методы финансовой деятельности государства

Составной частью финансовой деятельности государства как управленческой категории является финансово-контрольная дея­тельность , которую осуществляют компетентные органы государ­ства (Минфин России, Счетная палата РФ) в процессе мобилизации денеж­ных средств в государственные финансовые фонды и их использова­ния в интересах общества и государства.

Государственный финансовый контроль распространяется как на государственные и муниципальные финансовые структуры, так и на частную предпринимательскую деятельность. Так, органы го­сударственной власти Российской Федерации и органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации осуществляют кон­троль за соблюдением органами местного самоуправления налогово­го и бюджетного законодательства.

Итак, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государствен­ные и муниципальные фонды, использованию их в интересах обще­ства и государства, причем эта деятельность осуществляется на осно­ве управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур.

Есть еще один признак финансовой деятельности государства, о котором следует сказать отдельно: эта деятельность осуществляется на строго правовой основе.

Функции, роль и особенности государственных финансов.

Доходы и расходы государственного бюджета.

Содержание территориальных муниципальных финансов.

Особенности муниципальных финансов.

Укрепление финансовой базы развития регионов.

Сущность, функции и принципы организации государственного бюджета.

8. Бюджетный процесс: структура и принципы организации.

Государственные доходы.

Государственные расходы.

Специальные фонды.

Бюджетное устройство.

Звенья бюджетной системы.

Консолидированный бюджет РФ.

Содержание и принципы бюджетного федерализма.

Особенности российского бюджетного федерализма.

Сущность и принципы финансово-бюджетного федерализма.

Понятие и сущность государственного кредита.

Функции и принципы государственного кредита.

Виды и формы государственного кредита.

Понятие и содержание государственного долга.

Формы государственного долга.

Управление государственным кредитом.

Классификация фондов и их социально-экономическое содержание.

Государственные и муниципальные внебюджетные фонды.

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

Фонд государственного социального страхования.

Пенсионный фонд РФ.

Фонды здравоохранения.

Фонд обязательного медицинского страхования.

Дорожные фонды.

Экономические внебюджетные фонды.

Негосударственные социальные внебюджетные фонды.

Содержание государственных финансов, их структура и уровни

Теоретические и практические истоки концепций государственных финансов следует искать в работах экономистов XIX – начала XX в. Их развитие связано с общими законами движения рыночной экономики и отражает принципиальные изменения в хозяйственном развитии государств Запада. До конца 20-х гг. прошлого столетия в основе финансовой политики этих государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Экономическая действительность конца 20-х — начала 30-х гг. заставила пересмотреть этот курс, переставший отвечать реальным требованиям жизни.

В основу финансовой политики 30 — 60-х гг. XX в. были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Финансовая концепция Дж. М. Кейнса исходит из следующих основных положений: все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов. Высокоразвитая экономика не может полностью саморегулироваться. В условиях огромного обобществления труда и капитала вмешательство государства неизбежно. Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм автоматического регулирования экономики с помощью цен. Кризисы перепроизводства выступают на поверхности явлений как недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Кейнс вводит понятие эффективный спрос. Оно выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью. Главный инструмент регулирования экономики Кейнс видел в бюджетной и финансовой политике. В целом на них он и возложил задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

На основе идей «эффективного спроса» им была пересмотрена вся финансовая концепция. Основным инструментом правительственного вмешательства в циклическое развитие и преодоление кризисов он считал государственные расходы. Их формирование, структуру и рост Кейнс считал важным фактором достижения эффективного спроса. Правительственный спрос должен оживить предпринимательскую деятельность и привести к росту национального дохода и занятости. Подобно государственным расходам, Кейнс вписывает в движение макропоказателей и налоги, считая, что изменения в налоговой политике существенно влияют на основные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление.

Новым является и введенное Кейнсом в теорию государственных финансов положение о необходимости роста государственных расходов, финансируемых с помощью займов. Его последователи назвали это «принципом дефицитного финансирования». По мнению Дж. М. Кейнса, государственные инвестиции и текущие расходы можно финансировать в долг. Правительственные инвестиции, финансируемые посредством займов, приведут к расширению «склонности к инвестированию», а финансирование текущих расходов приведет к увеличению «склонности к потреблению». Со времени Кейнса обязательное соответствие бюджетных расходов и доходов стало считаться анахронизмом, с концепцией «здоровых финансов» было покончено. Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения «эффективного спроса», а дефицит государственного бюджета превращается в один из способов государственного регулирования.

Таким образом, Дж. М. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях государственно-монополистического капитализма, которая была на вооружении большинства ведущих западных государств до 80-х гг. ХХ в.

Под влиянием изменения условий расширенного воспроизводства формируется концепция неоклассического синтеза — теория равновесия в условиях неполной занятости, в которую включен денежный фактор. Эта новая версия кейнсианской теории получила развитие в работах лауреатов Нобелевской премии английского экономиста Дж. Хикса и американца П. Самуэльсона. Кейнсианские модели фискализма соединились с концепцией неоклассиков, которые предусматривали регулирование экономики с помощью денежно-кредитной политики. П. Самуэльсон вводит оборот термин общественный товар, под которым он понимает товары и услуги, доставляемые членам общества государством. Общественный товар сочетает три свойства: его нельзя поделить между членами общества, он всеобще доступен и предоставляется государством, минуя рынок (например, информация).

Идея общественного товара ставит вопрос о распределении ресурсов между государственным и частным секторами. При этом на государственный сектор возлагается финансирование экономической и социальной инфраструктуры, которые в конечном счете максимизируют прибыль. По мнению П. Самуэльсона, задача финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечивать регулирующие меры для сфер предложения «овеществленного товара». Основная цель вмешательства государства в микромир — достижение оптимальности правительственных расходов, эффективного распределения и перераспределения ресурсов между государством, предприятиями и отдельными членами общества.

С конца 70-х гг. в основу финансовой политики Великобритании, США, ФРГ и ряда других государств была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в теории предложения, одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь, особенно в социальную область.

В числе мероприятий этой концепции — реприватизация части государственной собственности, усиление рыночного механизма конкуренции, перенесение центра тяжести в экономике на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности. Главное место отводится предпринимателю, в интересах которого должны вырабатываться стимулы, повышающие его активность и производительность. В интересах индивидуального производителя должно быть приспособлено вмешательство государства в экономику.

В финансовом отношении неоконсервативное направление исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Предусматриваются также снижение размеров социальных расходов, стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности. Выдвигается требование борьбы с бюджетным дефицитом и порождаемой им инфляцией. В свете сказанного сущность государственных финансов сводится к роли инструмента мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.

Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

При рассмотрении государственных финансов следует иметь и виду, что функция управления государственным сектором отлична от функций управления другими секторами экономики. Она сводится к оказанию нерыночных услуг населению, обществу в целом, к перераспределению доходов и собственности. Госсектор отличается от иных секторов экономики также по способам финансирования затрат — с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

Структура государственных финансоввключает федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, а также государственные внебюджетные фонды и аналогичные фонды субъектов Федерации и местных органов власти.

Читать еще:  Постоянно действующий орган государственного финансового контроля

Масштабы полномочий каждого уровня управления, выполняемые ими функции предопределяют размеры их доходов, порядок формирования и использования. В зависимости от Конституции основные решения по вопросам формирования доходов и расходования средств могут приниматься на уровне центральных органов власти или на уровне регионов.

Преобразование государственных финансов является одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны. Однако роль государственных финансов существенно изменяется.

В рыночной экономике финансовые средства негосударственного сектора принадлежат соответствующим субъектам хозяйствования. Государство может непосредственно управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов экономики в состоянии лишь оказывать воздействие. Управление государственными финансами в центре и на местах осуществляется путем утверждения законодательных актов, бюджетов и отчетов об исполнении, установления и отмены налогов и других видов платежей. Оперативное управление осуществляется правительством, исполнительными органами на местах, государственными финансовыми органами, налоговой службой, казначейством, руководством государственных внебюджетных фондов.

Федеральному бюджету и бюджетам других уровней управления принадлежит центральная роль в системе государственных финансов. В то же время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды федерального или местного уровней, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов выступают целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы.

Наиболее значимыми являются государственные внебюджетные фонды России. К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды являютсясамостоятельными составными частями государственных финансов. Они формируются автономно в полном объеме своих доходов и расходов, включая перетоки средств между ними и бюджетами всех уровней, а также между собой. Соответственно в процессе консолидации данных по государственным финансам в целом должны объединяться доходы, расходы и другие составные части, относящиеся не только к федеральному бюджету и бюджетам субъектов Федерации, но и к внебюджетным фондам всех уровней. При консолидации данных по государственным финансам в целом все взаимные передачи средств исключаются.

Планирование, учет исполнения и анализ множества финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, оценка воздействия государственных финансов на экономику страны, состояние финансов и платежный баланс представляют обширное поле деятельности. Это множество нуждается в объединении в однородные группы на основе классификаторов, позволяющих агрегировать их в определенной экономической системе.

Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 564 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления.

Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использования на государственную поддержку экономики, стимулирование научно-технического прогресса, социальную защиту граждан, обеспечение обороноспособности и правопорядка, осуществление иных функций государства.

В соответствии с федеративным устройством Российской Федерации система органов государственной власти основана на разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из этого в составе государственных финансов в Российской Федерации можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов Российской Федерации (региональном уровне). Государственные финансы на федеральном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти Российской Федерации, в то время как государственные финансы на региональном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные финансы на федеральном уровне включают федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. К бюджетам государственных внебюджетных фондов относятся: бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Государственные финансы на региональном уровне состоят из бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами субъектов Российской Федерации являются: республиканские бюджеты республик, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, окружные бюджеты автономных округов, областной бюджет автономной области, городские бюджеты городов федерального значения. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов согласно действующему законодательству представлены территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

Основной объем финансовых ресурсов органов государственной власти Российской Федерации сконцентрирован в федеральном бюджете.

Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Налоговыми доходами федерального бюджета являются:

— федеральные налоги и сборы и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (например, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы по подакцизным товарам (продукции), налог на добычу полезных ископаемых, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции и др.);

— денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащие зачислению в федеральный бюджет.

В качестве неналоговых доходов в федеральный бюджет зачисляются: доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности (в частности, таможенные пошлины, таможенные сборы и др.); платежи при пользовании природными ресурсами (например, плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами и др.); штрафы.

Помимо доходов в федеральный бюджет зачисляются поступления из внутренних и внешних источников финансирования его дефицита.

Поступлениями из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета являются: поступления в валюте Российской Федерации от размещения государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации; кредиты, полученные в валюте Российской Федерации от кредитных организаций; поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; поступления от реализации государственных запасов; остатки средств федерального бюджета на счетах.

Кредиты Банка России, а также средства от приобретения Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут направляться на финансирование дефицита федерального бюджета.

К поступлениям из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся: поступления в иностранной валюте от размещения государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Средства, поступающие в федеральный бюджет, направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: финансирование деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; проведение выборов и референдумов Российской Федерации; финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах; финансирование фундаментальных исследований; обслуживание государственного долга; финансирование национальной обороны и т.д.

Помимо федерального бюджета значительный объем финансовых ресурсов органов государственной власти Российской Федерации сосредоточен в бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Бюджет государственного внебюджетного фонда — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов формируются посредством: обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации (отчислений от единого социального налога; отчислений от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами; различных страховых взносов; средств федерального бюджета и др.); добровольных взносов физических и юридических лиц; доходов от размещения временно свободных средств фондов; других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Финансовой базой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются региональные бюджеты, в которых сосредоточен основной объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Читать еще:  Источники финансовых ресурсов на уровне государства

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

— федеральные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, сбор за пользование объектами животного мира и др.);

— налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (в том числе, единый сельскохозяйственный налог, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения);

— региональные налоги, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (в том числе, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес);

— денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащие зачислению в региональный бюджет.

Неналоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации являются: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации (в том числе, дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации); платежи при пользовании природными ресурсами (например, платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню и др.); административные платежи и сборы; штрафы, санкции и возмещение ущерба субъектам Российской Федерации.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям в бюджеты субъектов Российской Федерации относятся: финансовая помощь из федерального бюджета; субвенции из Федерального фонда компенсаций и иные субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации; безвозмездные и безвозвратные перечисления от юридических лиц; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Согласно ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые и неналоговые доходы, поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций), являются собственными доходами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сбалансированность региональных бюджетов обеспечивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации, к которым относятся: поступления от размещения государственных ценных бумаг, выпущенных от имени субъектов Российской Федерации; кредиты, полученные от кредитных организаций; бюджетные кредиты из федерального бюджета; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации; остатки средств бюджетов субъектов Российской Федерации на счетах.

Наряду с бюджетами субъектов Российской Федерации финансовые ресурсы, формируемые в распоряжении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сосредоточены в бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для реализации отдельных конституционных прав граждан (в частности, на охрану здоровья и медицинскую помощь).

Доходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов образуются за счет (тоже самое что и обычный фонд )

Основной объем расходов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов направляется на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации. Кроме того, за счет средств бюджетов указанных фондов финансируются отдельные мероприятия в области здравоохранения (например, в рамках различных целевых программ), а также деятельность фондов.

Между бюджетами и бюджетами внебюджетных фондов на федеральном и региональном уровне существуют определенные взаимосвязи, среди которых можно выделить следующие:

— между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Например, из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации перечисляются средства в порядке финансовой помощи (дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидии на реформирование и оздоровление региональных финансов); из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет перечисляются средства в погашение ранее предоставленных бюджетных кредитов;

— между федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Так, из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации перечисляются средства единого социального налога на выплату базовой части трудовой пенсии

— между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов. Из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования перечисляются средства в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

— между бюджетами государственных внебюджетных фондов и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов. Например, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования перечисляются средства на выравнивание финансовых условий их деятельности в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Дата добавления: 2018-05-30 ; просмотров: 671 ;

Понятие финансовой системы государства и ее структура

Многоуровневый термин «финансы» выполняет основопологающую роль в определении такого понятия, как финансовая система. Исторической категорией в действительности являются финансы. С целью приведения в жизнь своих амбиций и корректного функционирования, государство сильно зависимо от финансовых средств. В связи с приходом докапиталистического мирового строя, само понятие натурального обмена кануло в лету. Государственная казна стала наполняться при помощи различного, в своих проявлениях, сбора повинности и натуральных поступлений.

Важные факты

С исчезновением феодальной формы правления и с расцветом капиталистических производств, государственные формы расчета начали приобретать все большее значение, натуральные сборы начали значительно сокращаться. Расширяя свою сферу влияния товаро — денежные отношения, значительно усилили все эти процессы. Начался значительный рост и усложнение функционирования государства. Распределения финансирования в ранних эпохах государственных формаций, имело ярко выраженный обобщенный характер, монарх распоряжался финансами страны полностью на свое усмотрение. Государственные бюджеты, финансы и кредиты возникли с появлением такого понятия, как государственная казна.

Жизнедеятельность государства все больше стала зависеть от финансового оборота, регулирующего стоимостные показатели. Образовывать, распределять и использовать фонды денежных средств, распределяя и перераспределяя национальный доход, и есть сама сущность финансовых экономических отношений.

Многогранность финансовых сторон становится важнейшим фактором регулирования государственной деятельности в самых разных ее направлениях. В структуру финансовой системы страны входят непосредственно государственный бюджет, и множество экономических структур различных субъектов предпринимательской деятельности.

Государственную финансовую систему в эпоху ее поглощения домонополистическим строем ярко характеризовали, помимо общего бюджета страны, различные местные финансы. В процессе формирования фондов денежных средств, они давали государству возможность для самостоятельного регулирования своей деятельности. Но в процессе экономического развития и усовершенствования производственных мощностей, неизбежно, изменениям свое структуры подвергается и финансовая система. Появляются новые финансовые звенья, они развиваются и становятся самостоятельными.

Современная финансовая система

На современном этапе экономически развитыми странами выделяется четыре этапа формирования финансовой системы. В эти звенья входят: государственные бюджеты, явления местных фондов, наличие специальных внебюджетных фондов, а также финансовые средства предприятий страны. И государственному бюджету здесь уделена ведущая роль. Уровень его материального содержания, делает его главным источником распределения денежных средств страны. На его долю приходится чуть менее половины всего денежного государственного дохода. Его регуляторная деятельность курирует важнейшие политические и социальные расходы страны. Государственный бюджет выступает связующим звеном таких экономических понятий как: расход, внутренний займ и налог.

Последние как раз и есть основными источниками доходов, наполняющими государственную казну. На их долю приходится практически две трети всего денежного дохода бюджета страны. Во всех экономически развитых странах мира основные налоги закреплены за государственным бюджетом. В их число входят акцизы, таможенные сборы, НДС, а также подоходный налог физических лиц. Военная сфера, вмешательства в различные внутренние экономические процессы, социальный сектор, обеспечение работы государственного аппарата, кредиторство и субсидирование других стран, все эти статьи прописываются в структуру расходов бюджета страны.

Другие финансовые звенья также тесно связаны с государственным бюджетом в силу его особого положения. Оказание им помощи, являет его основной задачей в условиях современных экономических отношений. Таким образом, обеспечивается нормальное функционирование небольших разрозненных финансовых звеньев, которые при помощи кредитов и субсидий продолжают выполнять возложенные на себя функции.

Само понятие финансовой системы, с учетом вышеизложенного, является крайне обширным и многогранным. Каждое звено этой длинной и сложной цепи играет очень важную роль в процессе распределения и перераспределения денежных средств внутри финансовых отношений государства. Они включают в себя всевозможные сферы деятельности, которые обеспечивают жизнедеятельность страны. Если выражаться по-другому, то распределения всех денежных средств между государством и его предприятиями, и есть финансовая система страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector