Понятие финансов государства
Понятие государственных финансов, их состав
Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ.
Государственные финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.
Состав государственных финансов:
1) федеральный бюджет;
2) консолидированные бюджеты;
3) местные бюджеты;
4) пенсионный фонд Российской Федерации;
5) фонды обязательного медицинского страхования;
6) фонд социального страхования Российской Федерации;
7) финансы государственных организаций.
Статистика государственных финансов – составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.
Бюджет – форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Государственный бюджет – центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП, контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.
Уровни бюджетной системы Российской Федерации:
1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;
3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.
Состав бюджетной системы Российской Федерации:
1) федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;
2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;
3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;
4) финансы государственных внебюджетных фондов;
· фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);
· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
· Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
· единства бюджетной системы Российской Федерации;
· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;
· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;
· результативности и эффективности использования бюджетных средств;
· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
· адресности и целевого характера бюджетных средств;
· подведомственности расходов бюджетов;
Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.
Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного федерализма, позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.
Доходы бюджета – возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.
Расходы бюджета состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.
Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.
9. Что такое финансы государства
9. Что такое финансы государства
Финансы государства – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта (ВВП), который в установленном размере аккумулируется органами государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов. Общий доходный источник ВВП – местные налоги и налоги в пользу субъектов РФ.
Финансы государства можно разделить на три основные группы:
1) федеральные финансы (федеральный бюджет, внебюджетные фонды государственный кредит, унитарные и казенные финансы)
2) финансовые субъекты (бюджетные субъекты РФ внебюджетные фонды, кредитный субъект финансы предприятий и субъектов)
3) финансы организаций местного самоуправления (местные бюджеты, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, муниципальные и унитарные финансы).
Государственные доходы – это финансовые отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства и государственных предприятий.
Система государственных доходов – это совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, и их взаимосвязанное применение.
Функции государственных доходов:
1) экономическая (стимулирующая);
2) фискальная (изъятие финансовых средств)
3) бумажно-денежная (кредитная эмиссия);
4) использование государственной собственности;
5) реализация золотовалютных резервов
Методы формирования государственных доходов: налоги; неналоговые поступления; кредиты; эмиссия; приватизация; золотовалютные резервы.
Государственные расходы – это часть финансовых отношений, обусловленных использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.
Государственные расходы бывают двух видов:
1) прямые расходы;
2) расходы государственных предприятий. Система государственных расходов строится на
1) целевое направление средств;
2) безвозвратность расходования;
3) соблюдение режима экономии.
Формы государственных расходов:
1) бюджетное финансирование;
2) кредитное обеспечение.
Расходы по обслуживанию государственного долга. Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20 – 30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно.
Пути доступа к зарубежным государственным финансам:
1) традиционный путь – выплата налогов за счет золотовалютных резервов;
2) консолидация внешнего долга, т. е. превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную;
3) сокращение размеров внешнего долга путем конверсии – превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции;
4) обращение страны-должника к международным банкам.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Основы государственных финансов
Понятие государственных финансов
Важной сферой финансовой системы страны, которая обеспечивает ее денежными средствами для осуществления, политических, экономических и социальных функций, называется государственными финансами.
С экономической точки зрения финансы государства – это совокупность экономических отношений по распределению и перераспределению стоимости общественного продукта и части национального богатства страны.
Для функционирования в условиях рынка и товарно-денежных отношений государство остро нуждается в финансовых фондах, которые представляют собой доходы (налоговые и иные поступления в государственный бюджет) или расходы (инвестиции, госзакупки, выплаты и т.д.).
Предпосылками образования государственных финансов являются:
- денежное хозяйство;
- система формирования общественных потребностей;
- система распределения затрат на общественные потребности применение в экономике;
- развитых форм денег.
Финансовые средства, которые находятся в распоряжении государства, вкладываются на расширение производства товаров/услуг, на удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей общества, а также на нужды обороны страны и на управление.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Субъектами денежных отношений выступают:
- государство;
- предприятия;
- организации;
- учреждения;
- различные объединения;
- физические лица.
Для выполнения государством своих основных функций финансовая система мобилизуют имеющиеся денежные ресурсы, к которым относятся:
- оказание государственных услуг общего назначения (функционирование органов госвласти, оборона, общественный порядок, защита прав собственности и прав граждан);
- обеспечение законодательной базы (разработка и реализация законов);
- распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти, между федеральными, региональными и локальными органами власти (предупреждение коррупции и формирования теневого сектора экономики).
Функции государственных финансов
Для обеспечения успешного социально-экономического и политического развития государство выполняет следующие функции:
- выработка, принятие и реализация законодательных актов, которые формируют институциональные основы рыночного хозяйства;
- сохранение макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
- финансирование основных социальных услуг, помощь слабо защищенным группам населения;
- управление процессом интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
- организация мероприятий по охране окружающей среды.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
В общем виде данные функции имеют решающее значение и их можно представить в следующем виде:
Рисунок 1. Функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С точки зрения экономики госфинансы выполняют пять основных функций:
Рисунок 2. Функции государственных финансов с точки зрения экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Планирование – это функция, которая обеспечивает постановку целей и путей их достижения на основе распределения полномочий и ответственности между государством, органами госвласти и органами муниципального управления. Сущность этой функции заключается в формировании бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.
Функция организации включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определение порядка их составления и выполнения и распределение обязанностей структурных подразделений финансовых органов власти. Данная функция Реализуется в рамках процесса построения системы контроля и координации распределения бюджетов и денежных ресурсов внутри страны.
Функция мотивации или стимулирования тесно связана с мероприятиями по достижению поставленных целей. При реализации этой функции учитываются факторы, влияющие на финансовую деятельность государства и потребности в денежных ресурсах.
Контроль – это функция госфинансов, которая способствует реализации целей. Ими являются разработка ном и нормативов как эталона оценки результатов. Осуществляется сравнительный анализ полученных результатов с установленными целями и при необходимости вносятся корректировки.
Функция распределения состоит в распространении национального продукта для обеспечения потребности государства. Также формируются источники для финансирования общественного сектора экономики, сбалансирование бюджетов в рамках единой бюджетной системы.
Структура государственных финансов
Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Кроме этого они считаются необходимым звеном, так как создают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики.
Государство – это уникальная структура, обладающая возможностями контроля и перераспределения ресурсов. Это придет госфинансам особое положение и перекладывает обязательства на государственную систему финансирования.
Структура государственных финансов определяется двумя факторами: структура органов госвласти и выделение в составе госфинансов фондов бюджетных и внебюджетных средств.
В общем виде структура государственных финансов выглядит следующим образом:
Рисунок 3. Структура государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С точки зрения структуры госвласти выделяют федеральные финансы и финансы органов местного самоуправления. Соответствующая системе государственного управления вышеуказанная структура может преобразовываться, учитывая функционирующую систему госрегулирования.
Также в состав структуры могут входить финансы субъектов страны или регионов. Если регионы отсутствуют, как в унитарных государствах, то все финансовые процессы осуществляются на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Именно федеральные финансы являются важным элементов в структуре госфинансов, так как уровне страны и оказывается воздействие на экономику посредством инфляции, налогов, кредитов и т.д.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Понятие финансовой системы государства. Экономические и организационные основы создания финансовой системы государства
Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия — финансы.
Финансовая система — это совокупность различных сфер финансовых отношений в ходе которых создаются и используются фонды денежных средств. Или другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система — это совокупность отдельных ее звеньев, имеющих особенности в создании и использовании фондов финансовых ресурсов, которые сосредоточены в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, финансовых инструментов, домохозяйств для финансового обеспечения экономических и социальных потребностей общества в целом, отдельных его слоев населения, хозяйственных структур, отдельных граждан. Иногда термин «финансовая система» может использоваться и в другом смысле, а именно как совокупность финансовых учреждений страны, но это не точное определение.
Основное отличие понятия «финансовая система» от финансов заключается в распределении совокупности финансовых отношений на звенья. Исходя из того, что финансовые отношения представляют собой базисные отношения, неправомерно включать в понятие финансовой системы только органы управления финансовыми отношениями, потому что это отношения надстройки.
Кроме того, к управлению финансами привлечены не только «финансовые учреждения государства», но и органы законодательной и исполнительной власти, широкий перечень министерств и ведомств, предприятия, учреждения, организации.
В странах рыночной экономики различают государственные и частные финансы, которые в свою очередь разделяются на:
• финансы государственных предприятий,
• финансы частных предприятий,
Финансовые системы государств с развитой экономикой включают в свой состав только государственные финансы.
Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложная многоплановая звено финансовой системы. Государственные финансы включают: государственный и местный бюджеты, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения, финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной формы собственности, государственный кредит, держане личное и имущественное страхование.
Финансовая система Украины в современном виде существенно отличается от финансовых систем других стран:
1. В распределении финансовых ресурсов приоритет отдается общегосударственным финансам,
2. Финансовая деятельность государственных предприятий не всегда соответствует принципам предпринимательства,
3. Негосударственный сектор экономики находится на стадии развития,
4. Финансы домашних хозяйств до последнего времени не отделялись.
Особый интерес представляют финансы домашних хозяйств. Том, что структура доходов и расходов семей является отражением уровня экономического развития страны. Превышение доходов над расходами дает возможность осуществления накопления, инвестиции, вкладывать деньги в кредитные и страховые фонды, заниматься предпринимательством.
Построение финансовой системы государства строится на принципах:
1. Распределение финансовых ресурсов на централизованные и децентрализованные, то есть ресурсы, принадлежащие всей стране и отдельным товаропроизводителям.
2. Независимости, то есть сами формирует свою независимую финансовую систему, опирающуюся на централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов.
3. Принцип самостоятельности каждого звена финансовой системы.
Этот принцип реализуется на основе самофинансирования, и самокерування.
Самофинансирования предполагает, что производственная и социальная деятельность предприятий, регионов и государства в целом осуществляется за счет соответственно закрепленных за ними средств (ресурсов)
Самоуправление предусматривает, что Советы народных депутатов, предприятия и другие юридические лица, в распоряжении которых находятся соответствующие фонды финансовых ресурсов, самостоятельно решают все вопросы, связанные с использованием средств этих фондов.
4. Принцип единства заключается в том, что все звенья финансовой системы связаны собой через систему финансовых отношений по поводу распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
5. Принцип гласности. При формировании централизованных финансовых ресурсов этот принцип обеспечивается публикацией средства массовой информации о доходах и расходах государства. Вопросы формирования и использования фондов финансовых ресурсов предприятий, объединений и организаций решаются советами трудовых коллективов, указанные в Уставе, трудовом договоре.
6. Принцип социальной справедливости находит свое выражение в обеспечении равных прав всех граждан государства при налогообложении, пенсионном обеспечении, распределение и использование прибыли предприятий и тому подобное.
7. Административно-территориальный принцип, присущий в большей степени централизованным финансам (построение бюджетной системы страны).
Понятие финансов. Финансы являются одним из важнейших элементов экономики любого государства;
ИСТОЧНИКИ
Финансы являются одним из важнейших элементов экономики любого государства. Это обусловлено их основным предназначением — обеспечить успешное функционирование и развитие всего общества, во благо каждого отдельного человека. Значение финансов трудно переоценить. Достаточно сказать, что, не имея нужного количества финансовых средств, которые необходимы для решения экономических, социально-культурных, политических и других задач, государство не может обеспечить своим гражданам достойный уровень материальной и духовной жизни. Мало того, в современной, достаточно сложной, геополитической обстановке недостаток или отсутствие финансовых ресурсов может привести к потере политической и территориальной самостоятельности государства.
Финансовая деятельность государства направлена на поддержание нормального функционирование всех отраслей хозяйства и социально-политической сферы и складывается из трех основных действий: образования, распределения и использования денежных фондов. Нет сомнений, что от эффективности и целесообразности методов аккумулирования и распределения финансовых ресурсов во многом будет зависеть уровень материального обеспечения общества в целом.
Поступление стабильно высоких доходов в бюджет государства во многом зависят от построения его финансовой системы. Так, от того, насколько оптимальна ее структура и насколько хорошо работает каждый из ее элементов, зависит успешность государства в целом.
Для того чтобы разобраться в структуре и элементах финансовой системы государства, формах и методах его финансовой деятельности, надо определиться с таким понятием как «финансы», а так же с близким ему по смыслу понятием «деньги». Каково соотношение этих категорий? Чем они отличаются? Существенно ли различие между ними?
Необходимость этого обусловлена тем, что специалист должен четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, категории государственных финансов, финансов предприятий и финансов в широком смысле этого слова. Если мы идем на рынок и делаем какую либо покупку, то это еще не означает, что мы вступили с продавцом в финансовые отношения. Мы просто осуществили покупку, т.е. отдали определенную сумму денег, а взамен их получили конкретное благо в виде товара, услуги. Никаких финансовых отношений здесь нет.
Деньги – это категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах на заре человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Деньги это мера стоимости товара. Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло ряд общественных функций: содержало войска для охраны границ и ведения войн, охраняло общественный порядок, строило общественные здания, дороги и т.д. Для этого государству требовались определенные ресурсы как в натуральной, так и в денежной форме. Отсюда возникли налоги вначале в натуральной (подати), а затем и в денежной форме.
Именно соединение двух источников, обусловивших возникновение финансов, — государства и налогов в их денежной форме порождает феномен государственных финансов с присущими им атрибутами – налогами, государственным бюджетом, государственным кредитом (долгом). В Европе это произошло в XVI-XVII вв. Тогда же возник и стал применяться термин «финансы». Этимологически он берет свое начало от латинских слов «finis», т.е. конец, и «financia» — наличность, доход. В средневековой латыни их употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. И в других европейских государствах по словом «финансы» стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства – его доходы, расходы и долги. В XVIII в. Этот термин стали применять и в России, причем в сравнительно узком смысле – именно государственных финансов. Именно поэтому в «Толковом словаре» В.И.Даля термин «финансы» определяется следующим образом: «все, что касается до прихода и расхода государства». Это близко к современному пониманию понятия «государственные финансы».
С развитием капитализма, корпоративных форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных финансов. Его стали использовать в более широком смысле, включая в это понятие и финансы хозяйствующих субъектов – организаций, предприятий, корпораций.
В любом случае, когда мы говорим о финансах, мы всегда имеем в виду общественные отношения, которые возникают либо по поводу формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства, или по поводу создания и использования денежных потоков, фондов и капитала в целях обеспечения интересов сравнительно узкого круга учредителей, а не общества в целом.
Таким образом, если деньги – это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы – это совокупность денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе перераспределения валового внутреннего продукта.
Финансы – это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства[1].
Социально-экономическая роль финансов выражается в двух функциях: распределительной и контрольной.
Распределительная функция финансов заключается в создании денежных фондов за счет доходов, поступающих от прибыльных отраслей хозяйства, и последующем распределении этих фондов на различные потребности общества: обеспечение малоимущих слоев населения, развитие здравоохранения, социально-культурной и экономической сферы, обеспечение обороноспособности страны, внутренней, внешней и экологической безопасности. Иными словами с помощью финансов происходит перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода. Может ли этот процесс происходить бесконтрольно? Думается, нет. Это связано с тем, что кризисные и негативные явления в экономике страны препятствует эффективной реализации распределительной функции финансов. Отсюда необходимость контрольной функции, направленной на стабилизацию бюджета страны, создание устойчивости банковской системы, обеспечение собираемости налогов, регулирование денежного обращения и поддержание покупательной способности рубля, устранение неплатежей при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, задолженностей по внутреннему и внешнему государственному долгу, ликвидацию задержек невыплат заработной платы и социальных пособий.
Как видим, роль финансов в жизни государства огромна. Только при наличии финансовых ресурсов, государство способно реализовать свои социальные, экономические и политические задачи.