Понятие государственных финансов
Понятие государственных финансов, их состав
Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ.
Государственные финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.
Состав государственных финансов:
1) федеральный бюджет;
2) консолидированные бюджеты;
3) местные бюджеты;
4) пенсионный фонд Российской Федерации;
5) фонды обязательного медицинского страхования;
6) фонд социального страхования Российской Федерации;
7) финансы государственных организаций.
Статистика государственных финансов – составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.
Бюджет – форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Государственный бюджет – центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП, контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.
Уровни бюджетной системы Российской Федерации:
1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;
3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.
Состав бюджетной системы Российской Федерации:
1) федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;
2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;
3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;
4) финансы государственных внебюджетных фондов;
· фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);
· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
· Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
· единства бюджетной системы Российской Федерации;
· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;
· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;
· результативности и эффективности использования бюджетных средств;
· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
· адресности и целевого характера бюджетных средств;
· подведомственности расходов бюджетов;
Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.
Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного федерализма, позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.
Доходы бюджета – возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.
Расходы бюджета состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.
Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.
Основы государственных финансов
Понятие государственных финансов
Важной сферой финансовой системы страны, которая обеспечивает ее денежными средствами для осуществления, политических, экономических и социальных функций, называется государственными финансами.
С экономической точки зрения финансы государства – это совокупность экономических отношений по распределению и перераспределению стоимости общественного продукта и части национального богатства страны.
Для функционирования в условиях рынка и товарно-денежных отношений государство остро нуждается в финансовых фондах, которые представляют собой доходы (налоговые и иные поступления в государственный бюджет) или расходы (инвестиции, госзакупки, выплаты и т.д.).
Предпосылками образования государственных финансов являются:
- денежное хозяйство;
- система формирования общественных потребностей;
- система распределения затрат на общественные потребности применение в экономике;
- развитых форм денег.
Финансовые средства, которые находятся в распоряжении государства, вкладываются на расширение производства товаров/услуг, на удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей общества, а также на нужды обороны страны и на управление.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Субъектами денежных отношений выступают:
- государство;
- предприятия;
- организации;
- учреждения;
- различные объединения;
- физические лица.
Для выполнения государством своих основных функций финансовая система мобилизуют имеющиеся денежные ресурсы, к которым относятся:
- оказание государственных услуг общего назначения (функционирование органов госвласти, оборона, общественный порядок, защита прав собственности и прав граждан);
- обеспечение законодательной базы (разработка и реализация законов);
- распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти, между федеральными, региональными и локальными органами власти (предупреждение коррупции и формирования теневого сектора экономики).
Функции государственных финансов
Для обеспечения успешного социально-экономического и политического развития государство выполняет следующие функции:
- выработка, принятие и реализация законодательных актов, которые формируют институциональные основы рыночного хозяйства;
- сохранение макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
- финансирование основных социальных услуг, помощь слабо защищенным группам населения;
- управление процессом интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
- организация мероприятий по охране окружающей среды.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
В общем виде данные функции имеют решающее значение и их можно представить в следующем виде:
Рисунок 1. Функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С точки зрения экономики госфинансы выполняют пять основных функций:
Рисунок 2. Функции государственных финансов с точки зрения экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Планирование – это функция, которая обеспечивает постановку целей и путей их достижения на основе распределения полномочий и ответственности между государством, органами госвласти и органами муниципального управления. Сущность этой функции заключается в формировании бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.
Функция организации включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определение порядка их составления и выполнения и распределение обязанностей структурных подразделений финансовых органов власти. Данная функция Реализуется в рамках процесса построения системы контроля и координации распределения бюджетов и денежных ресурсов внутри страны.
Функция мотивации или стимулирования тесно связана с мероприятиями по достижению поставленных целей. При реализации этой функции учитываются факторы, влияющие на финансовую деятельность государства и потребности в денежных ресурсах.
Контроль – это функция госфинансов, которая способствует реализации целей. Ими являются разработка ном и нормативов как эталона оценки результатов. Осуществляется сравнительный анализ полученных результатов с установленными целями и при необходимости вносятся корректировки.
Функция распределения состоит в распространении национального продукта для обеспечения потребности государства. Также формируются источники для финансирования общественного сектора экономики, сбалансирование бюджетов в рамках единой бюджетной системы.
Структура государственных финансов
Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Кроме этого они считаются необходимым звеном, так как создают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики.
Государство – это уникальная структура, обладающая возможностями контроля и перераспределения ресурсов. Это придет госфинансам особое положение и перекладывает обязательства на государственную систему финансирования.
Структура государственных финансов определяется двумя факторами: структура органов госвласти и выделение в составе госфинансов фондов бюджетных и внебюджетных средств.
В общем виде структура государственных финансов выглядит следующим образом:
Рисунок 3. Структура государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С точки зрения структуры госвласти выделяют федеральные финансы и финансы органов местного самоуправления. Соответствующая системе государственного управления вышеуказанная структура может преобразовываться, учитывая функционирующую систему госрегулирования.
Также в состав структуры могут входить финансы субъектов страны или регионов. Если регионы отсутствуют, как в унитарных государствах, то все финансовые процессы осуществляются на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Именно федеральные финансы являются важным элементов в структуре госфинансов, так как уровне страны и оказывается воздействие на экономику посредством инфляции, налогов, кредитов и т.д.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Государственные финансы
Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.
Содержание
Функции государственных финансов
Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.
Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:
- распределительная
- контрольная
- регулирующая
Структура государственных финансов
Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:
- Федеральный бюджет;
- Бюджеты субъектов Российской Федерации;
- Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
- Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:
- государственный кредит:
- налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
- неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
- бюджетная система
- другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.
Управление государственными финансами
Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)
Коррупция в сфере управления государственными финансами
Коррупция в сфере управления государственными финансами — старая и распространенная проблема. Коррупция в этой сфере, в частности, подразумевает использование финансов в личных целях, недополучение средств, хищение или нецелевое использование собранных средств. Коррупция в сфере государственных финансов вредит темпам развития страны и препятствует использованию ресурсов на общее благо. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность внутреннего контроля, недостаточная прозрачность, слабость руководства и надзора, недостаточная подотчетность в области расходов [1] .
Примечания
Литература
- Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
- Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М .: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4
См. также
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
- Налоговый кодекс Российской Федерации
- Государственный долг
- Государственные ценные бумаги
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Государственные финансы» в других словарях:
Государственные финансы — (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти за счет налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором и расходованием средств в… … Финансовый словарь
Государственные финансы — (public (state) finance) денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий … Экономико-математический словарь
государственные финансы — Денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. [ОАО РАО «ЕЭС… … Справочник технического переводчика
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ — (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их … Словарь бизнес-терминов
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ — (public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также … Экономический словарь
государственные финансы — ‘финансы’ Syn: государственный бюджет … Тезаурус русской деловой лексики
Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «Г. ф.» стал применяться во Франции в 16 в.… … Большая советская энциклопедия
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ — 1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского… … Внешнеэкономический толковый словарь
Государственные финансы — (public finance), доходы и расходы гос ва. Эконом, теория Г.ф. анализирует фискальную политику и изучает воздействие налогообложения и гос. расходов на физ. лиц, фирмы, а также совокупные эконом, показатели. Особой сферой теории Г.ф. является… … Народы и культуры
Государственные финансы — PUBLIC FINANCE Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. налогообложения. Со времен Кейнса все… … Словарь-справочник по экономике
Понятие и сущность государственных финансов
Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.
Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части доходов из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья.
Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местном уровнях.
Государство, кроме формирования финансовых ресурсов, осуществляет расходы.
Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
Внебюджетные фонды в нашей стране являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, а при наступлении чрезвычайных обстоятельств – часть национального богатства.
Национальный доход и часть национального богатства представляют собой внутренние источники государственных доходов. Под внешними источниками государственных доходов понимается национальный доход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны.
Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
К основным функциям государственных финансов в условиях рынка относятся:
- разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
- поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
- финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;
- регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
- осуществление мер по охране окружающей среды.
Государственные финансы
Государственные финансы используются для равномерного распределение денежных фондов между властными структурами, поддержки стабильного экономического развития, реализации социальных программы и создания инфраструктурных объектов.
Государственные финансы состоят из доходной (налоговые и прочие платежи в бюджет) и расходной (траты на государственные закупки, социальные пособия, инвестиционную деятельность) частей. Властные структуры в РФ определяют модель экономического развития, заботятся о безопасности граждан, поддерживают социально уязвимые слои населения и следят за экологией с помощью государственных финансов.
Экономические функции
Государство выступает отдельным экономическим агентом и регулирует предпринимательскую деятельность, выполняя пять функций.
- Финансовое планирование. Постановка целей на предстоящий отчетный период, распределение обязанностей между органами управления, составление бюджета, изменение налоговой политики. Например, выпуск новых стандартов налогового учета для малых предприятий.
- Финансовый контроль. Распределение обязанностей между финансовыми органами, внедрение системы контроля расходования бюджетных средств, отслеживание эффективности выполнения запланированных мероприятий. Например, назначение комиссии по контролю за строительством дорог.
- Финансовая мотивация. Назначение и распределение субсидий, дотаций, налоговых льгот для отдельных категорий граждан, видов бизнеса. Например, введение «налоговых каникул» для предприятий аграрного сектора, малых предпринимателей.
- Общее регулирование финансовой деятельности. Разработка норм ведения бизнеса, требований к подтверждающей документации, анализ продуктивности работы предприятий и государственных структур. Например, ужесточение требований к таможенному оформлению грузов, введение показателей эффективности для работы ГУП.
- Распределение финансовых потоков. Обеспечение неблагополучных и уязвимых граждан необходимыми льготами и пособиями, финансирование социального сектора экономики (образования, здравоохранения). Например, выдача дотаций на содержание государственных школ в поселках.
Элементы
Финансовые активы государства распределяются в рамках федерального правительства (бюджетные и внебюджетные фонды), местных и региональных властных структур, предприятий государственного сектора. Основной источник пополнения государственных финансов — национальный доход, полученный за отчетный период (финансовый год).
- Бюджет страны. Крупнейший государственный денежный фонд, который покрывает затраты на работу высших властных структур. Эти средства предназначены для финансирования целевых программы по развитию отраслей экономики, стабилизации положения на рынке в целом, обеспечения обороноспособности страны.
- Внебюджетные средства. Совокупность финансовых ресурсов, которые предназначены для покрытия расходов на узкие социальные нужды, муниципальные программы. Государственные внебюджетные фонды контролируются федеральными, региональными и местными властями.
- Государственные кредиты. Совокупность государственных займов и льготных кредитов, которые предоставляются со стороны частных лиц и организаций для финансирования государственных расходов. Инструмент применяется для нейтрализации бюджетного дефицита и покрытия расходов, не обеспеченных бюджетными средствами.
- Финансы государственных компаний. Совокупность финансовых средств в виде наличных денег, сумм на расчетных счетах и активов в ценных бумагах, которыми располагают государственные компании. Большинство предприятий в этом секторе пользуется налоговыми льготами, получает высокую прибыль за счет монопольного положения на рынке.
- Бюджеты муниципальных и региональных властных структур. Небольшие денежные фонды государства, предназначенные для покрытия местных расходов: постройки новых школ, дорог, других инфраструктурных объектов.