Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постоянно действующий орган государственного финансового контроля

Спасибо за обращение.
Мы уже рассматриваем Ваше обращение и скоро ответим!

Счетная палата Российской Федерации

— постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.

Счетная палата РФ создана в 1995 в соответствии с нормами ст. 101, 102 и 103 Конституции РФ. Состав Счетной палаты и порядок ее деятельности определяются Законом РФ «О Счетной палате Российской Федерации» (1995). В рамках задач, определенных действующим законодательством, счетная палата РФ обладает организационной и функциональной независимостью. К основным задачам счетной палаты РФ относятся: контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности; финансовая экспертиза законопроектов, нормативно- правовых актов федеральных органов государственной власти; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Кроме того, на счетную палату РФ возложены подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса и регулярное представление Федеральному Собранию РФ информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Свою деятельность счетная палата РФ обязана осуществлять, руководствуясь принципами законности, объективности, независимости и гласности. Работу счетной палаты РФ возглавляет Коллегия счетной палаты РФ, формируемая обеими палатами Федерального Собрания. В ее состав входят: председатель счетной палаты РФ, заместитель председателя и 12 аудиторов счетной палаты РФ. Председатель палаты и половина ее аудиторов назначаются Государственной Думой Федерального Собрания; заместитель председателя и другая половина аудиторов — Советом Федерации Федерального Собрания. Председатель, его заместитель и аудиторы счетной палаты РФ назначаются сроком на 6 лет. Аудиторы счетной палаты РФ в соответствии с законом самостоятельно, в пределах своей компетенции, решают вопросы организации деятельности по возглавляемым ими направлениям и несут ответственность за ее результаты. Председатель, его заместитель и аудиторы счетной палаты РФ обладают гарантиями профессиональной независимости. Основа аппарата счетной палаты РФ – его инспекторы, непосредственно осуществляющие контрольные мероприятия.

Счетная палата РФ самостоятельно подготавливает и утверждает годовые и текущие планы работы и программы, которые должны быть сформированы так, чтобы обеспечить всесторонний системный контроль за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности счетной палаты РФ. Планы работы утверждаются Коллегией счетной палаты РФ. При этом Закон «О Счетной палате Российской Федерации» предусматривает обязательность включения в планы и программы поручений Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, обращений не менее 1/5 общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат, депутатов Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению при формировании планов и программ ее работы.

Контрольные полномочия счетной палаты РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Осуществлять контрольные проверки органов местного самоуправления, предприятий, организаций, банков, страховых компаний, их союзов, ассоциаций и объединений независимо от видов и форм собственности, а также обществ, объединений и негосударственных некоммерческих организаций счетной палаты РФ имеет право лишь в случаях, если те получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную (государственную) собственность либо управляют ею, имеют предоставленные федеральными органами или федеральным законодательством налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества.

По результатам проведенных контрольных мероприятий счетная палата РФ имеет право принять несколько решений. Во-первых, направить руководителям проверяемых органов, учреждений, предприятий и организаций представления для принятия ими мер по устранению выявления нарушений, возмещению причин, государству ущерба, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства и бесхозяйственности. Представление счетной палаты РФ должно быть рассмотрено в установленные ею срок, и о принятых мерах счетной палате должно быть сообщено незамедлительно. Во-вторых, счетная палата РФ в случаях выявления при контрольных проверках нарушений, наносящих государству прямой, непосредственных ущерб и требующих безотлагательные пресечения, имеет право давать администрации проверяемых предприятий, организаций и учреждений обязательных для исполнения предписания. Предписание счетной палаты РФ может быть направлено и при умышленном или систематическом несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений счетной палаты РФ, при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий. Обжалование предписания производится в судебном порядке. Отменить предписание может только Коллегия счетной палаты РФ. В-третьих, в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Коллегии счетной палаты РФ имеет право по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных или расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, организаций и учреждений. Во всех случаях выявления в процессе контрольного мероприятия хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений счетная палата РФ обязана незамедлительно передать материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

Счетная палата РФ при проведении контрольных мероприятий вправе привлекать к участию в них государственные контрольные органы, их представителей и негосударственные (на договорной основе) аудиторские организации, отдельных специалистов. Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, федеральные правоохранительные органы, контрольно-счетные органы в субъектах РФ, Центральная контрольно-ревизионная комиссия Центрального банка РФ, Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ и другие государственные налоговые и контрольные органы, органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности счетной палаты РФ, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ими проверок и ревизий. Счетная палата РФ является членом международных организаций — ИнтоСАИ (Международной организации высших контрольных органов), ЕвроСАИ (Европейской организации высших контрольных органов), АзоСАИ (Азиатской организации высших контрольных органов).

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Счетная палата как орган финансового контроля

Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации – его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.

Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;
  • контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Читать еще:  Финансовые инструменты государственного регулирования экономики

Хотя Счетная палата образована парламентом и подотчетна ему, при решении возложенных на нее задач в соответствии она обладает организационной и функциональной независимостью. Она обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта работа включает в себя: оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета; экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам; анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства; подготовку заключений по исполнению федерального бюджета отчетного года и их представление в Федеральное Собрание; подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.

Важнейшими направлениями работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.

Контрольно-ревизионная деятельность осуществляется в следующих формах:

  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью;
  • определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в бюджет доходов от госсобственности;
  • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов;
  • контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга РФ.

Счетная палата проводит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, если они:

  • получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
  • используют федеральную собственность либо управляют ею;
  • имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.

Все названные субъекты обязаны предоставлять информацию, необходимую для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные аудиторские фирмы и отдельных экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.

При выполнении своих служебных обязанностей инспекторам Счетной палаты предоставлены следующие права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к делу прилагается опись или копия изъятых документов. Вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения проверки инспекторы не вправе.

О результатах проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания. Эти материалы публикуются в периодическом издании “Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации”, а также на официальном сайте www.ach.gov.ru.

Если в ходе ревизии были выявлены нарушения, наносящих государству прямой ущерб и требующие немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Предписание подписывается Председателем Счетной палаты или его заместителем. Оно является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются Счетной палатой в правоохранительные органы.

Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий:

  • предварительный контроль проекта бюджета будущего года;
  • оперативный контроль в процессе исполнения бюджета текущего года;
  • последующий контроль (комплексная документальная ревизия исполненного бюджета).

Таким образом, в течение каждого года Счетная палата одновременно работает с бюджетами трех лет – прошлого, текущего и будущего. Бюджет прошлого года находится в стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В ходе предварительного контроля показатели, заложенные в проект бюджета на очередной год, проходят экспертную проверку. Они сопоставляются с данными о ходе исполнения бюджета текущего года, состоянии отдельных статей доходов и расходов, внешних и внутренних заимствований. Учитывается информация о социально-экономическом положении страны, прогнозы развития экономики в целом, отдельных отраслей и регионов. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией Счетной палаты. В нем отражаются следующие основные положения:

  • соответствие законопроекта Бюджетному кодексу и другим нормативным актам;
  • прогноз исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета;
  • основные характеристики бюджета и его особенности;
  • доходы и расходы федерального бюджета;
  • государственный долг и заимствования, обслуживание и погашение долговых обязательств;
  • взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней и внебюджетными фондами;
  • программная часть проекта бюджета, и др.

Счетная палата может также вносить предложения по корректировке различных параметров бюджета на этапе его обсуждения Государственной Думе.

Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата в проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

Основными приемами оперативного контроля являются:

  • анализ специальных форм отчетности, представляемых участниками бюджетного процесса;
  • обработка копий первичных платежных документов, предоставляемых Министерством финансов и Центральным банком, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами;
  • анализ других форм финансовой отчетности министерств и ведомств, Центрального банка и кредитных организаций, осуществляющих операции со средствами федерального бюджета;
  • обобщение результатов контрольных мероприятий, проводимых по поручениям Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;
  • выборочные экспресс-проверки, необходимые для уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;
  • экспертные оценки.

На основе данных оперативного контроля Счетная палата составляется ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета. Форма отчета утверждена Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. В нем отражаются фактические показатели доходов и расходов бюджета, а также их сопоставление с утвержденным планом за три, шесть, девять и двенадцать месяцев текущего года. Показатели рассчитываются нарастающим итогом, то есть за истекший период с начала года. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и после этого направляется обеим палатам парламента.

Читать еще:  Содержание государственных финансов

После окончании финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Для этого создается специальная рабочая группа. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию бюджетных средств, лицевые счета казначейства, документы по исполнению федерального бюджета в Центральном банке и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России, во всех министерствах и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные управления и отделения казначейства.

По результатам комплексной ревизии составляются первичные акты, число которых измеряется несколькими сотнями, и сводный акт. На этой основе Счетная палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год, который составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.

Экспертно-аналитической деятельность Счетной палаты заключается в экспертизе проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также в подготовке аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

Счетная палата проводит экспертизу проектов:

  • федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита;
  • законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;
  • международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
  • программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.

По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения. В них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых решений.

Помимо экспертиз законопроектов, Счетная палата анализирует результаты проведенных контрольных мероприятий, исследует выявленные нарушения и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.

Органы государственного контроля РФ

Комментариев пока нет. Будь первым! 25,259 просмотров

Основным государственным органом контроля является Государственная Дума, а точнее Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят контролирующую экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам.

Счетная палата

Независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие контролирующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; реулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии.

Президент РФ

Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций – контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Правительство РФ

Контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Министерство финансов (Минфин)

Не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения.

Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства

Осуществляют оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ, на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства осуществляют государственную бюджетную политику; управляют процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Государственная налоговая служба

Обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления.

Центральный Банк России (ЦБР)

Организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

Органы государственного контроля РФ

Комментариев пока нет. Будь первым! 25,259 просмотров

Основным государственным органом контроля является Государственная Дума, а точнее Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят контролирующую экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам.

Счетная палата

Независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие контролирующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; реулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Читать еще:  Финансовые органы государства это

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии.

Президент РФ

Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций – контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Правительство РФ

Контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Министерство финансов (Минфин)

Не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения.

Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства

Осуществляют оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ, на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства осуществляют государственную бюджетную политику; управляют процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Государственная налоговая служба

Обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления.

Центральный Банк России (ЦБР)

Организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

Органы финансового контроля в РФ

Основные органы финансового контроля делятся по трем видам бюджета:

Центральный Банк России

Центральный банк России – это государственная кредитная структура, регулирующая всю российскую кредитно-банковскую структуру. Функцией Центрального Банка России является эмиссия (выпуск) национальных денежных знаков и обеспечение устойчивости национальной валюты. Центральный банк России является юридическим лицом и действует на основе принципа независимости и, тем не менее, имущество Центрального Банка России и его устав являются государственной собственностью.

Задачи Центрального Банка России:

  • разработка мер по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (рубля);
  • разработка мер по укреплению, развитию, контролю банковской системы страны;
  • эмиссия денежных знаков в стране;
  • обеспечение функционирования российской платежной системы;
  • регистрация новых банков;
  • проверка банков;
  • выдача, отзыв банковских лицензий;
  • формирование правил осуществления банковских операций.
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • другие функции.

Центральный Банк России подотчетен Государственной Думе, но при этом органы власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка.

Структура Центрального Банка России:

  • Председатель банка России;
  • Департамент денежно-кредитной системы;
  • Департамент операций на финансовых рынках;
  • Департамент по связям с общественностью;
  • Департамент кадровой политики;
  • И еще 40 разных департаментов.

Счетная палата Российской Федерации

Обязанность счетной палаты осуществлять контроль за тем, как исполняется федеральный бюджет. Счетная палата является главным органом государственного и финансового контроля. В ее обязанности включаются:

  • контроль за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов;
  • оценка эффективности использования государственных ресурсов и соответствие законодательству России;
  • оценка эффективности предоставления льгот (в том числе налоговых), бюджетных кредитов, предоставления государственных гарантий
  • предложения по совершенствованию бюджетного процесса;
  • проверка бюджетной отчетности России и годового отчета об исполнении федерального бюджета;
  • контроль движения денежных средств в Центробанке РФ;
  • противодействие коррупции в пределах своей компетенции.

Состав счетной палаты:

  1. Председатель счетной палаты – Кудрин А.Л.;
  2. Заместитель председателя счетной палаты – Чистова В.Е.;
  3. Аудиторы (делятся на аудиторов, назначенных Советом Федерации и назначенных Госдумой) – 12 человек;
  4. Аппарат счетной палаты.

Аппарат счетной палаты в свою очередь делится на:

  • Руководителя аппарата счетной палаты и его заместителей;
  • Департамент управления делами;
  • Финансовый департамент;
  • Департамент внешних связей;
  • Департамент информационно-коммуникационных технологий и аналитического обеспечения осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
  • Прочие департаменты.

Федеральная налоговая служба России

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль за организациями и физическими лицами в плане соблюдения налогового законодательства, правильностью и своевременностью расчета, уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Функции и обязанности ФНС России:

  • Контролирует правильность расчетов налогов и сборов;
  • Контролирует сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • Наказывает при нарушении налогового законодательства;
  • Контролирует валютное законодательство;
  • Контролирует применение, регистрацию ККМ, полноту учета выручки денежных средств;
  • Осуществляет государственный надзор за организацией и проведением азартных игр и лотерей;
  • Ведет разнообразные реестры (например, реестр саморегулируемых организаций);
  • Ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРН), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
  • Осуществляет регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств;
  • Осуществляет аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций (кроме кредитных);
  • Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  • Прочие функции.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов.

Структура ФНС России:

  1. Аналитическое управление;
  2. Контрольное управление;
  3. Управление налогообложения юридических лиц;
  4. Управления досудебного урегулирования налоговых споров;
  5. Административно-контрольное управление;
  6. Управление международного сотрудничества и валютного контроля;
  7. Управление кадров;
  8. Финансовое управление;
  9. Прочие.

Как видим, структура ФНС очень обширна, что позволяет ей осуществлять все свои функции.

Федеральная таможенная служба России

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль в области таможенного дела.

К функциям ФТС России относятся:

  • Валютный контроль;
  • Защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • Транспортный контроль в пропускных пунктах через границу России;
  • Санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль;
  • Ветеринарный надзор в плане проверки документов в пропускных пунктах через границу России;
  • Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в части своей компетенции;
  • Прочие.

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) также находится в ведении Министерства финансов РФ.

Структура ФТС России выглядит следующим образом:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector