Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Составляющие государственной финансовой политики

Составляющие финансовой политики государства

ТЕМА 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Лекция № 8. Содержание и значение финансовой политики. Финансовый механизм и его роль в развитии финансовой политики.

Цель: ознакомиться с содержанием финансовой политики; охарактеризовать факторы, воздействующие на усиление влияния финансовой политики на экономическую и социальную жизнь общества; рассмотреть основные типы финансовой политики; ознакомиться с понятием финансового механизма; охарактеризовать составляющие финансового механизма; рассмотреть направления финансовой политики Донецкой Народной Республики.

План

1.Содержание и значение финансовой политики, факторы ее определяющие.

2.Составляющие финансовой политики государства.

3.Типы и этапы финансовой политики.

4.Понятие и состав финансового механизма.

5.Направления совершенствования финансового механизма в ДНР.

Содержание и значение финансовой политики

В каждом государстве реализуется определенная экономическая политика, с помощью которой осуществляется влияние на все стадии общественного воспроизводства. Отдельной составляющей экономической политики является финансовая политика, которая направлена на эффективную организацию финансовых отношений и финансовой деятельности субъектов хозяйствования.

Финансовая политика – это целенаправленная деятельность государства и других субъектов хозяйствования в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленных целей.

В зависимости от уровня экономической системы выделяют:

— финансовая политика государства (макро);

— финансовая политика субъектов хозяйствования (микро);

— финансовая политика международных организаций и финансовых институтов (мировое хозяйство).

Цельфинансовой политики – повышение уровня общественного благосостояния путем оптимального распределения ВВП между отраслями национальной экономики, социальными группами населения и отдельными территориями.

Механизм функционирования финансов, организация финансовых отношений и движение денежных потоков, хотя и подчинены объективным закономерностям, не срабатывают сами по себе. Их организовывают, как органы законодательной и исполнительной власти, так и конкретные субъекты, которые руководствуются множеством факторов политического, экономического и гуманитарного характера, объединяя при этом как общественные, так и собственные интересы.

Поэтому, финансовая политика всегда является переплетением различных интересов отдельных политических партий и структур, центральных и местных органов власти и управления, различных слоев населения.

Выделяют 2 группы субъектов финансовой политики:

— субъекты реализации финансовой политики.

Субъектом формирования финансовой политики является государство в лице высших органов власти и управления и основных финансовых органов – Минфина и ЦБ. При этом формирование финансовой политики включает концептуальное определение основ и направленийэтой политики с позиции решения поставленных задач социально-экономического развития – за это отвечают высшие органы власти и управления и разработку конкретных мероприятий по реализации поставленных задач – это обязанность Минфина и ЦБ.

Субъектами реализациивыступают финансовые органы и институты.

В зависимости от длительности периода, на который разрабатывается финансовая политика, она делится на два вида:

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и решение глобальных задач социально-экономического развития. Ее направленность определяется конкретными стратегическими задачами развития общества на определенном историческом этапе развития:

— в условиях экономического кризиса главной задачей является финансовое обеспечение макроэкономической стабилизации;

— в условиях экономического развития – достижение оптимальных темпов роста ВВП;

— при любых условиях – надежное обеспечение потребностей экономики финансовыми ресурсами и создание действенных стимулов для эффективной деятельности субъектов хозяйствования.

Финансовая тактика представляет собой текущую политику и направлена на решение конкретных задач соответствующего периода, исходя из разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется путем своевременного изменения способов организации финансовой деятельности, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика более мобильна, т. к. заключается в своевременном реагировании на экономические проблемы и диспропорции.

Финансовая тактика и стратегия тесно взаимосвязаны. Стратегия определяет сущность и направления тактики. Стратегия ставит задачи, а тактика позволяет в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами их решать. В свою очередь, тактические возможности ограничивают выбор стратегии, т.к. бессмысленно определять стратегические цели и задачи, для решения которых недостаточно необходимых тактических средств. Одновременно следует подчеркнуть, что только та финансовая политика, которая базируется на единстве и соподчиненности стратегии и тактики, может быть успешной. Финансовая политика, которая неимеет стратегических ориентиров, а заключается только в решении тактических задач, имеет ограниченный характер и малоэффективна.

Финансовая политика проявляется в следующем:

— в финансовом законодательстве;

— в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов;

— в перераспределении финансовых ресурсов между отдельными слоями населения, отраслями, регионами;

— в структуре доходов и расходов бюджета.

Финансовая политика находится под влиянием внутренних и внешних факторов:

Внутренние факторы:

— социальный состав населения;

— особенности организации функционирования денежно-кредитной системы;

— стабильность денежной единицы и др.

Внешние факторы– взаимоотношения государства с другими государствами по поставке ресурсов, обмену технологиями, экспорту и т.д.

Таким образом, результативность финансовой политики зависит от:

учёта действия объективных экономических законов развития общества;

изучения и использования опыта предыдущих этапов хозяйственного строительства;

учёта специфики современных условий, изменений во внешней и внутренней политике;

комплексности в разработке мероприятий, связанных с совершенствованием финансовых отношений.

Составляющие финансовой политики государства

Финансовая политика государства – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Основной задачей финансовой политики государстваявляется обеспечение реализации конкретных государственных программ соответствующими финансовыми ресурсами.

Финансовая политика государства рассматривается в широком и узком понимании.

В широком понимании финансовая политика государства отражает все стороны функционирования финансов и охватывает монетарную и фискальную политики.

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой комплекс мер и мероприятий в сфере денежного и кредитного рынков (регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, обеспечение своевременных расчетов путем регламентами функционирования банковской системы, управление эмиссией, регулирование расчетов, учетной ставки, механизма кредитования). Ее механизм основывается на предложении денег и их стоимости как финансовых ресурсов.

Фискальная политика (бюджетно-налоговая) характеризует деятельность государства по аккумуляции части произведенного ВВП в централизованных фондах и ее общественного использования. Осуществляется путем применения различных методов мобилизации государственных доходов и распределения этих средств по отдельным направлениям государственных расходов. Именно фискальная политика составляет основу финансовой политикив ее узком понимании.

Налоговая политика характеризует деятельность государства в сфере налогообложения:

— установление видов и соотношения налогов;

— определение плательщиков налогов и подходов к ним (унифицированный или дифференцированный);

— установление ставок налогообложения;

— предоставление льгот и т.д.

Бюджетная политика представляет собой деятельность относительно:

— определения основ бюджетного устройства страны и построения ее бюджетной системы;

— формирование и сбалансирование бюджета государства;

— организации межбюджетных отношений;

— распределения бюджетных средств и т.д.

В зависимости от структуры бюджетных расходов может иметь социальную, экономическую или военную направленность.

В целом финансовая политика государства подразделяется на:

инвестиционную (комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики);

таможенную (симбиоз налоговой и ценовой политики для ограничения или расширения доступа на внутренний рынок товаров и услуг);

социальную (решение задач финансового обеспечения прав граждан государства, определенных в Конституции; охватывает: пенсионную, эмиграционную, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения);

в сфере страхования (законодательное и нормативно-правовое регулирование страховой деятельности).

Составляющие финансовой политики. Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

1. налоговой политики;

2. бюджетной политики;

3. денежно-кредитной политики;

4. ценовой политики;

5. таможенной политики;

6. политика в области управления государственным долгом.

Читать еще:  Государственные финансовые ресурсы рф включают

Налоговая политика— комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

1. Фискальная — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2. Экономическая или регулирующая — направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3. Контролирующая — контроль за деятельностью субъектов экономики.

Подбюджетной политикойпонимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.[1]

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

1. Государственный бюджет– это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;

2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

К определению понятия «денежно-кредитная политика» применяют разные подходы. По определению Э.Дж. Долана, «в это понятие включаются все действия правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении». Другими словами, денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий регулирующего влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность.[2]

Другие авторы трактуют денежно-кредитную политику как один из двух ведущих средств (другой — фискальная политика), с помощью которого органы власти в рыночной экономике регулярно влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

Более полным и точным определением денежно-кредитной политикиесть понимания ее как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

Ценовая политикагосударства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте — и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства.

Таможенная политика– это, осуществляемая государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета.

Подуправлением государственным долгомпонимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Заключение

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Как уже говорилось, финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.[3]

Но эти подходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.

Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.

Кроме того, мы различаем внутри нее такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.[4]

О необходимости проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или по крайней мере существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.

Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.

Уточним понятие цели в финансовой политики. Такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения -повышение благосостояния каждого человека.

Читать еще:  Функции государственного финансового контроля таблица

При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Таможенный кодекс РФ

3. Налоговый кодекс РФ

4. Постановление Правительства РФ «О налогах и сборах»

5. Курс лекций по дисциплине «Финансы и кредит» / Под редакцией М.И. Смородиной. — М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006г.

6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов

7. Шпаргалка по курсу «Финансы, денежное обращение и кредит». Варламова М.А., Крутякова Ю.А. 2005г.

8. «Финансы и кредит» Николаева Т.П., Портной М.А.

9. «Основы экономической теории» П.Г. Ермишин

10. «Таможенный вестник» Н. Яковчук от 15.09.2009г.

[1]Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов

[2]Шпаргалка по курсу «Финансы, денежное обращение и кредит». Варламова М.А., Крутякова Ю.А. 2005г.

[3]«Основы экономической теории» П.Г. Ермишин

[4] Постановление Правительства РФ «О налогах и сборах»

Составляющие государственной финансовой политики

Основные составляющие финансовой политики государства такие:

1 . Бюджетная политика — деятельность государственных органов власти и управления относительно формирования, выполнения и регулирования государственного бюджета страны в целях обеспечения социально-экономического развития и стратегических приоритеты етив государства. Бюджетная политика выражается в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использовании их на различные потребности государства (включая налогами и налоговыми льготами, санкциями, бюджетно ими стимулами в виде дотаций и субвенций), определении источников финансирования бюджетного дефицита, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы тощо.

2 . Налоговая политика характеризует деятельность государства в сфере установления, правовой регламентации и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства. Формируя свою ю налоговую политику, государство путем увеличения или сокращения доли налоговых поступлений, изменения форм налогообложения и налоговых ставок, тарифов, освобождение от налогообложения отдельных отраслей произв ицтва, территорий, групп населения способствует росту или спаду хозяйственной активности, созданию благоприятной конъюнктуры на рынке, условий для развития приоритетных отраслей экономики, реализации балансовых анои социальной политики.

3 . Денежно-кредитная политика — комплекс действий и мероприятий государства в сфере денежного и кредитного рынков, например, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, обеспечение своевременных расчетов путем регламентации ее функционирования банковской системы и стабильности денежного обращения через управление эмиссией, расширение безналичных форм расчетов банковских учреждений с физическими лицами в различных сферах их о вания т.д.. Основные составляющие денежно-кредитной политики: эмиссионная, ценовая, валютная и непосредственно кредитная политики. Денежно-кредитная политика обеспечивает экономику полноценной и стабильной нац иональною валютой, регулирует денежное обращение в соответствии с потребностями экономики в целях стимулирования экономического роста при низкой инфляции и безработицы и способствует привлечению кредитных институтов к финансирования инвестиционных проектеів.

4. Благодаря таможенной политике государство защищает свои интересы в сфере расширения или сокращения экспорта или импорта, применяя систему таможенных платежей или определенный таможенный режим. Таможенная политика может реализовываться в форме протекционизм онизму (политики, направленной на защиту и стимулирование развития отечественной экономики) и свободной торговли (политики, направленной на отмену ограничений в сфере внешнеэкономической деятельности) с ис использованием тарифных инструментов регулированияя.

5 . Долговая политика предусматривает систему действий и меры по предотвращению и урегулированию долговых проблем государства, обеспечения или восстановления его платежеспособности и получения максимального эффекта от финансирования за сче ок заемных средств. Долговая политика определяет пределы и условия государственного займа, соотношение между его формами, кредиторами, а также порядок и механизм погашения долгу.

6. Главное задание инвестиционной политики заключается в создании привлекательной инвестиционной среды для оживления инвестиционной деятельности и наращивания объемов инвестиций в национальную экономику. В случае активной инвестиционной политики и государство широко применяет все возможные прямые методы регулирования, и иногда сама становится непосредственным инвестором. При реализации пассивной инвестиционной политики максимальная свобода и самостоятельность су бы объектов хозяйствования при формировании собственной инвестиционной политики лимитируется государством через налоговую, амортизационную, денежно-кредитную политику, систему льгот и санкций, которые должны быть адекв атнимы инвестиционной политикеці.

Кроме вышеперечисленных самостоятельных составляющих, финансовая политика объединяет определенные направления государственной деятельности в области страхования, социальной сфере, сфере финансового рынка и др..

Финансовая политика в сфере финансового рынка отражается в принятии законодательных и нормативно-правовых актов по финансовым вопросам деятельности участников рынка, регулировании выпуска и обращения финансовых активов, создании системы защиты прав у инвесторов и осуществлении финансового контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовых рынках.

Финансовая политика государства в области страхования заключается в законодательном и нормативно-правовом регулировании страховой деятельности, привлечении страхового рынка к решению важных финансовых вопросов социального страхования, создании целевых резерв вел для компенсации несостоятельности отдельных страховых компаний выполнить обязательства по договорам страхования жизни, осуществлении государственного надзора за финансовой деятельностью страховщиков.

Финансовая политика в социальной сфере определяется государственным нормативно-правовым регулированием социального страхования, установлением и утверждением размеров страховых взносов, видов и размеров социальных выплат, обязательных требований ежедн к созданию страховых резервов, осуществлением финансового контроля за соблюдением законодательства и надзора за деятельностью государственных целевых фонде.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Основные составляющие финансовой политики государства

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

Под кредитно-денежной политикой понимается устойчивость денежного обращения с помощью управления эмиссией, регулирования инфляции и курса национальной валюты; управления деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии, размещения государственных и корпоративных ценных бумаг, и контроля их оборота.

Современная кредитно-денежная система определяется разделением функций среди различных институтов. Эмиссионные функции относятся к центральным банкам, а кредитные функции, как правило, выполняют коммерческие банки. Денежно-кредитная политика имеет следующие задачи: удержание инфляции комфортном на уровне, контроль деятельности финансового рынка, обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирования инфляции и курса национальной валюты.

Под бюджетной политикой следует понимать действия правительства, связанные с созданием и использованием централизованного фонда денежных средств. Данный фонд именуется государственным бюджетом.

Цель бюджетной политики — долгосрочная сбалансированность доходов и расходов, увеличение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления государственной политики, обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней [3].

Главной задачей налоговой политики является изъятие части валового национального продукта на общегосударственные нужды. Налоговая политика — это совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной уплаты налогов и сборов в достаточных объемах.

Проведение налоговой политики основывается на том, что посредством налогов можно влиять на развитие хозяйствующих субъектов и, следовательно, на экономику страны и социальную жизнь общества. Налоги — основной источник доходов бюджета. Налоговая политика должна быть направлена на формирование такого объема доходов бюджета, при котором достигается стабильное финансирование социально-экономических программ, низкий уровень инфляции, высокая занятость. Поэтому первоочередная задача налоговой политики — снижение налогового бремени государства для повышения производства.

Читать еще:  Формирование финансовых ресурсов государства происходит посредством

Состояние экономики любой страны определяет состояние финансов, однако для России именно финансовая политика во многом носит решающий характер, поскольку мероприятия в её рамках обеспечивают формирование финансовой стабильности в стране и эффективных условий ведения бизнеса.

Рассматривая финансовую политику России, в первую очередь необходимо отметить тот факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями. В первую очередь это значительные по протяженности размеры страны, что является главной причиной расширения банковской структуры по территории страны. С их помощью государство осуществляет не только регулирование финансовых потоков, но помимо этого и контроль за ними, а при необходимости и перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, где в этом есть довольно острая потребность.

Последствия кризиса — снижение доходов населения, снижение курса рубля по отношению к другим валютам, правительство вынуждено проводить сокращение государственных проектов в области инфраструктуры и строительства. Крупнейшие компании сокращают свои инвестиционные программы, персонал, банки поднимают ставки по кредитам, сворачивают ипотечные программы. Для смягчения последствий кризиса в Российской Федерации в этом направлении решается ряд важнейших задач. Наиболее важными их них являются следующие:

1. Создание важных условий для централизации достаточно большого потока финансов. Это является одной из важнейших задач, решаемых правительственными структурами и министерством финансов Российской Федерации. Теперь грамотная финансовая политика должна помимо обеспечения эффективного функционирования государства обеспечивать её развитие в кризисных условиях. Отсутствие источников финансов своей деятельности приводит предприятия и учреждения к состоянию незащищенности в актуальных кризисных условиях. Однако, стоит отметить, что их роль важна по той причине, что они отражают качество жизни в стране [4].

2. Поддержка малого бизнеса. В данный момент для него настал нелегкий период. По этой причине вливания финансов на стадии становления имеют огромное предопределяющее значение, от которого будет зависеть его перспектива. Правительство также предлагает помощь предприятиям, которые пытаются конкурировать с зарубежными предприятиями. В целях ослабления конкуренции в ряде сфер определяются некоторые решения. Например, для поддержки отечественного автопрома были подняты пошлины на ввоз иностранных машин, бывших в употреблении.

Финансовая политика в данное время становится максимально направленной на привлечение инвестиций. Множество предприятий в условиях финансового кризиса покидают российский рынок, нанося ущерб экономике страны, замедляя её развитие [5]. Из положительных моментов последствий финансового кризиса в России можно выделить некоторое оздоровление экономики, оживление предпринимательской инициативы, замещение импортных товаров — отечественными. Разорение неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных. Повышение уровня конкуренции и как следствие, снижение цен на некоторые товары. Кризис в России уже вызвал снижение цен на бензин, на недвижимость и землю.

Составляющие государственной финансовой политики

Сущность финансовой политики

Государственная финансовая политика – это совокупность мероприятий, касающихся использования финансовых инструментов для реализации функций государства.

Финансовая политика – это составная часть экономической политики страны, в которой конкретизированы основные направления развития производства, определены объемы финансовых ресурсов, а также направления их использования, разработан механизм стимулирования и регулирования социально-экономических процессов с помощью финансовых методов.

Между тем, финансовая политика представляет собой относительно самостоятельную сферу деятельности государства, которая обладает конкретным содержанием, своими целями, задачами, объектами, формами и методами регулирования.

Государственная финансовая политика состоит из широкого комплекса мероприятий по разработке общей концепции, определению ключевых направлений, созданию адекватного финансового механизма, управлению финансовой деятельностью страны и других экономических субъектов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основой финансовой политики является определение стратегических направлений, с помощью которых можно проследить среднесрочную и долгосрочную перспективу использования финансовых ресурсов. Вместе с этим государство определяет текущие и тактические цели политики, однако, первые находятся под воздействием стратегических целей.

Важным аспектом финансовой политики выступает формирование финансового механизма, с помощью которого осуществляется государственная деятельность в финансовой сфере.

Под финансовым механизмом понимается система установленных правительством страны видов, форм и методов организации отношений, касающихся финансов.

Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики, он изменяется в процессе решения тактических задач, именно поэтому можно наблюдать скорейшие изменения в финансовом механизме при переменах в экономической и социальной ситуации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Выделим важнейшие задачи финансовой политики:

  • Обеспечение условий, которые позволят сформировать максимально возможные финансовые ресурсы;
  • Рациональное распределение финансовых ресурсов и их использование;
  • Организация регулирования посредством финансовых методов социально-экономических процессов в стране;
  • Разработка оптимального финансового механизма, его развитие вместе с изменяющимися целями.

Результаты финансовой политики во многом зависят от качественного механизма обсуждения и реализации интересов всех слоев населения и имеющихся у страны объективных возможностей применения различных факторов воздействия на финансовую политику.

Основные компоненты финансовой политики

Государственная политика в области финансов во многом зависит от степени развития финансовой системы страны и самостоятельности отдельных звеньев.

Элементы финансовой политики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные составляющие политики в области финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Бюджетная политика предполагает определение источников формирования доходной части бюджета, приоритетных направлений расходования бюджета, допустимых границ бюджетной разбалансированности, источников финансирования дефицита, принципов отношений звеньев бюджетной системы.

В рамках налоговой политики определяется состав налогов, размеры ставок, санкций и льгот по каждому разновидности. Налоговая политика выстраивается на основании согласованности интересов страны и налогоплательщиков.

Денежно-кредитная политика позволяет:

  • Обеспечить устойчивость денежного обращения с помощью управления эмиссией, регулирования инфляции, а также курса национальной валюты;
  • Обеспечить своевременность и бесперебойность расчетов в хозяйственной деятельности с помощью регламентации и регулирования банковского механизма;
  • Управлять финансовым рынком при помощи регламентации эмиссии и размещения ценных бумаг, как государственных, так и корпоративных.

В рамках ценовой политики осуществляется регулирование тарифов и цен на монопольную продукцию.

Цель инвестиционной политики – это повышение значимости бюджета в развитии государства, создание благоприятных условий для инвестирования, развитие кредитования, привлечение зарубежных инвестиций.

При осуществлении социальной политики разрабатываются механизмы компенсации доходов малообеспеченных слоев населения, упорядочивается система социальных льгот, регулируется вынужденная миграция и т.д.

Все большую значимость приобретает международная политика в области финансов, основу которой составляет управление кредитными и валютно-финансовыми отношениями на международной арене. Такая политика направлена в большинстве случаев на развитие и наращивание производственных сил в стране.

Финансовая политика России

Финансовая политика в РФ в 21 веке противоположна кейнсианской теории, которой придерживаются многие высокоразвитые страны, гибко сочетающие ее рекомендации и принципиальные положения рыночной либерализации и монетаризма.

На сегодняшний день в России реализуется политика по сокращению финансового потенциала страны, а все перспективы роста экономики возлагаются на частный бизнес. Значение финансовой политики в социальном и экономическом развитии нашей страны трудно недооценить. Степень ее рациональности оказывает прямое воздействие на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и другие отрасли.

К ресурсам финансовой политики РФ относятся:

  • Развитые производительные силы, т.е. люди, которые находятся в трудоспособном возрасте, обладают определенными знаниями и могут участвовать в производственном процессе, а также основные фонды предприятий;
  • Собственный финансовый капитал;
  • Развитая финансовая инфраструктура.

Все эти три составляющие при взаимодействии образуют ключевые финансовые потоки.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector