Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субъектами государственного финансового контроля выступают

Субъекты финансового контроля;

Содержание финансового контроля

Определение и понятие финансового контроля.

План

Лекция 8 Сущность и значение финансового контроля.

3.Основные задачи финансового контроля

Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

· обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

· выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

· рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

· соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

· повышение эффективности финансовой политики государства.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

· планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

· проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

· систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

· реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации, прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Римской декларации руководящих принципов контроля.

Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого — предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Читать еще:  Финансовая деятельность государственных органов

Правовое и методическое обеспечение финансового контроля включает:

· финансово-правовые акты, в которые входят: законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

· стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);

· кодексы профессиональной этики;

· методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе. Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения.

Лекция 9Формы проведения финансового контроля: предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль и их назначение.

Организационная система и субъекты государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль — система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.

Целью ГФК является обеспечение законности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

К основным элементам финансового контроля относятся: предмет (что контролируют);объект (кого контролируют); субъект (кто контролирует); сфера деятельности; принципы; процесс; метод (методика); техника и технология; механизм; сбор и обработка исходных данных (информации) для проведения контроля; результат; субъект, принимающий решение по результатам контроля (это может быть и субъект контроля); принятие решения по результатам контроля.

В качестве предмета финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом.

Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, предприятия, органы управления, хозяйственная деятельность которых непосредственно обусловила указанные процессы.

Осуществляют финансовой контроль субъекты контроля (специальные государственные контрольные органы; подразделения в организациях, на предприятиях или в органах управления; негосударственные специализированные фирмы или отдельные высококвалифицированные специалисты), права, обязанности и ответственность которых строго регламентированы, в том числе и законодательными актами. Сферой деятельности финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.). Проведение финансового контроля должно осуществляться в соответствии с понятными для общества принципами, основными из которых являются законность, ответственность, объективность, системность.

· проверка сохранности эффективности и целевого использования бюджетных средств бюджетополучателями;

· экспертиза проектов государственных целевых программ и контроль за их исполнением;

· предоставление органам государственной власти информации о результатах проведенного контроля;

· обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и доходов от их использования;

Читать еще:  Функция финансового контроля государства это

· проверка своевременности и полноты образования целевых фондов.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В Российской Федерации государственный финансовый контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъекты государственного финансового контроля: -Счетная палата Российской Федерации; -Центральный Банк Российской Федерации; -Министерство финансов Российской Федерации -федерального Казначейства, департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление); -Министерство РФ по налогам и сборам; —Государственный таможенный комитет Российской Федерации; -контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти; -иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов России. Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

К основным задачам Счетной палаты отнесены: -организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; -определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; -оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета; -финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных; -правовых актов федеральных органов государственной власти; -анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению; -контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях; -регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет нижеследующие функции: — проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; — контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; — проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; — организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Министерство РФ по налогам и сборам выполняет следующие функции: -проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; -производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет; -организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов; -осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации; -анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

1.7. Субъекты внешнего финансового контроля и их полномочия

1. Государственные контролирующие органы федерального значения: —

труда и социального обеспечения; —

аудиторские союзы сельскохозяйственных кооперативов.

Компетенция контролирующего государственного органа обычно определяется основным правовым актом о конкретном органе или соответствующем виде деятельности — кодексом, законом, положением.

Предоставленное нормативным правовым актом право совершать совокупность контрольных действий образует полномочия контролирующего органа. Полномочия контролирующего органа (организации) являются составной частью правового механизма осуществления контроля, включающего в себя систему мер позволяющих контролирующим органам: —

Читать еще:  Организация финансовой политики государства

получать необходимые сведения о лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах; —

выявлять отклонения от установленных правил и требований относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности; —

принимать меры по пресечению нарушений указанных прав и требований, восстановлению нарушенных прав и удовлетворению законных интересов лиц, организаций, государства, когда им причинен вред неправомерными действиями; —

принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организаций, виновных в нарушениях установленных правил и требований.

Система общегосударственного финансового контроля выполняет соответствующие задачи и функции.

Основные функции субъектов государственного финансового контроля можно представить следующим образом: —

проверка правильности образования государственных средств (государственный бюджет, региональные бюджеты, бюджеты различных внебюджетных фондов); —

контроль за сохранностью и целевым использованием бюджетных средств; —

контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; —

контроль государственного и внешнего долга.

К основным задачам финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля передают материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Правом назначения финансовых проверок (право назначать и поручать проведение проверок) соответствующим контрольным органам пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федераций РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы – суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности — в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами.

Общегосударственный финансовый контроль подразделяется на денежно–кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно–кредитный контроль осуществляет Центральный банк РФ.

Валютный контроль в основном осуществляет Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба (ФТС), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью (эти функции возложены на Федеральную службу страхового надзора МФ РФ).

Таможенный контроль реализуют Федеральная таможенная служба РФ и его подразделения.

Налоговый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и ее подразделениями.

Использование государственных (преимущественно–бюджетных) средств на различных уровнях государственного управления (и соответственно бюджетной системы РФ) контролирует Казначейство РФ и его подразделения, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Право проведения проверок определено за Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры государственных и негосударственных контрольно-ревизионных органов.

Общественный контроль в области финансов реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти представлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы общества в целом. Деятельность общественного контроля базируется на информации, представляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность – важнейший принцип деятельности.

Наряду с указанными видами финансового контроля в России используется такая форма финансового контроля, как аудиторский (независимый) финансовый контроль.

Общая система финансовых контролирующих органов и организаций включает: 1.

Государственные органы федерального значения; 2.

Государственные органы регионального значения (субъектов РФ и местного самоуправления); 3.

Негосударственные контролирующие организации; 4.

Международные контролирующие организации.

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно–ревизионный аппарат Минфина России, состоящий из Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы, а также контрольные органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ). Особая роль в финансовом контроле определена Центральному банку Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector