Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задачи и функции финансовой деятельности государства

Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы, формы и методы. Конституционные основы финансовой деятельности государства

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Понятие финансов, их особенности, функции.

Финансы — экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.

Признаки финансов:

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение;

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект.

Финансы — экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений.

2) материальный аспект.

Финансы — денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы — денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды — обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Содержание финансов — денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Функции финансов:

1) распределительная — способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная — заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы, формы и методы. Конституционные основы финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Органы, осуществляющие фи­нан­совую деятельность, их правовое положение и функ­ции; органы представительной власти; органы исполни­тельной власти.

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и для осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансовРФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросамфедерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Читать еще:  Понятие государственных финансов

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

— Министерство финансов Российской Федерации;

— Федеральное казначейство Российской Федерации;

— Федеральная налоговая служба РФ;

— Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Конспект лекции 2 Финансовая деятельность государства и муниципальных образований

В процессе финансовой деятельности государства и муни-ципальных образований решаются следующие задачи <схема №7):

планомерное формирование и распределение денежных фондов в соответствии с целями государства и муниципальных образований;

экономическое стимулирование общественного производства в целях его развития и интенсификации;

контроль за законным и целесообразным использованием денежных ресурсов.

Функции финансовой деятельности государства и муни-ципальных образований <схема № 8) - это основные направления этой деятельности.

К функциям финансовой деятельности относятся:

образование государственных и муниципальных денежных фондов;

распределение государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

использование государственных и муниципальных фи-нансовых ресурсов;

государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;

эмиссия денежных знаков.

Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований (схема № 9), используемые в ходе этой деятельности и направленные на достижение ее целей, включают:

нормы бухгалтерского учета;

операционно-технические и коммуникативно-транспортные средства.

Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований (схема № 10) — это конкретные пути, методы достижения целей финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Способы финансовой деятельности подразделяются на:

общие — те, которые используются при осуществлении

всех или почти всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

специальные — те, которые используются в процессе

реализации отдельных функций финансовой деятельности.

Общие способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований:

командно-волевой (императивный) заключается в том,

что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности действуют по принципу «команда — исполнение»;

рекомендательный состоит в поступлении не команд, а

рекомендаций субъектам финансовой деятельности, которые не обязательны, но наиболее приемлемы для исполнения ими;

коллегиальный заключается в совместном решении во

просов уполномоченными субъектами финансовой деятельности на паритетных началах.

Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований применяются в процессе реализации функций:

образования денежных фондов;

использования денежных средств;

распределения финансовых ресурсов.

В процессе осуществления функции образования денежных фондов применяются следующие специальные методы:

обязательных платежей — проявляется через установле

ние налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды;

добровольных платежей — проявляется через реализацию

государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, добровольных пожертвований в пользу государства и т.

финансовых изъятий — проявляется в изъятии государст

вом свободного остатка прибыли казенного предприятия;

штрафной — выражается в установлении и применении

штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово -правовых норм.

В процессе реализации функции использования денежных средств применяются следующие специальные методы:

безвозвратного финансирования — безвозвратное и без

возмездное выделение денежных средств;

возвратного финансирования — выделение денежных

средств на началах возвратности и возмездности.

В процессе осуществления функции распределения финан- совыхресурсов применяются методы:

процентных отчислений от регулирующих доходов —

выделение субъектам РФ и муниципальным образованием отчислений (в %) от федеральных и региональных налогов и иных платежей;

субвенций — выделение денежных средств из бюджета

вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели;

дотаций — выделение финансовых ресурсов без целевого

трансфертов — предполагает оказание соответствующим

субъектам РФ финансовой помощи из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, для чего в рамках соответствующего бюджета создается фонд финансовой поддержки.

Схема № 6. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 7. Задачи финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 8. Функции финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 9. Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 10. Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Финансовая деятельность (понятие. функции, методы)

Финансовая деятельность является фактором, без которого категория «финансы» теряет свою двуединую сущность Экономические отношения трансформируются в финансовые тогда, когда возникают элементы фи­нансовой деятельности, непосредственно направленной на оптимальное перераспределение общественное продукта в целях, опосредующих пуб­личный интерес властного субъекта Таким образим, финансовые отно- шения и финансовая деятельность — это две взаимосвязанные и взаимо­обусловленные категории, первоосновой которых являются объектив­ные экономические отношения

Финансовая деятельность трактовалась по-разному в зависимости от исторических особенност ей то

о или иного периода [12]

Финансовая деятел ьность напря.чую зависит от формы государст­ва (в частности, от установленной в нем формы правления и от политиче- ского режима ), которая непосреиствснчо влияет на базисные экономи­ческие отношения

К настоящему моменту сложилось устойчивое мнение по поводу содер­жания финансовой деятельности государства Однако уже сегодня некото­рые ученые указывают на то, что пора скорректировать содержание рассма­триваемой категории в соответст вии с ноьымк* реалиями РФ (переход к ры­ночной экономике).

Профессор О Н Горбунова, например, определяя финансовую дея­тельность. подчеркивает необходимость дифференциации фондов де­нежных средств на централизованные и децентрализованные*. Про­фессор Е Ю. Грачева указывает, что под централизованными понима­ются экономические денежные отношения, связанные с формировани­ем и использованием фондов денежных средств государства, аккумули­руемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными — денежные отно­шения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий [13] .

Такое деление представляется необходимым в настоящее время, по­скольку только централизованные фонды (бюджетные, внебюджетные централизованные) государство (через систему органов, наделенных спе­циальной компетенцией) может непосредственно подвергать аккумуля­ции, перераспределению и использованию.

Что же касается децентрализованных фондов, то можно выделить две их группы.

К первой группе относятся децентрализованные государственные и муниципальные фонды денежных средств (например, финансы казенных заводов, государственных и муниципальных учреждений), то есть те, на которые государство имеет право собственности [14]

Аккумуляцию, распределение и использование денежных средств этих фондов государство (посредством органов специальной компетенции) не может подвергать регулированию непосредственно Здесь уже можно про­следить элементы самостоятельности экономических субъектов, которые распоряжаются и пользуются фондами денежных средств, находящимися во владении государства.

Ко второй группе децентрализованных фондов следует отнести ча­стные фонды денежных средств. К ним относятся денежные фонды коммерческих организаций любых организационно-правовых форм, личные накопления граждан, внебюджетные децентрализованные фон­ды, создаваемые за счет чистой прибыли группой коммерческих органи­заций, и другие.

Аккумуляцию, распределение и использование денежных средств этой группы государство может подвергать регулированию с помощью су­губо экономических инструментов, то есть опосредованно. Еще Поль Ма­ри Годме указывал, что различие между государственными и частными финансами «обусловлено тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики» [15]

Другими словами, содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований в отношении децентрализованных фон­дов коренным образом отличается от содержания финансовой деятель­ности государства и муниципальных образований в отношении центра­лизованных фондов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправ­ления — это организационная деятельность уполномоченн ых органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих беспе­ребойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом данном этапе общественного развития [16] .

Таким образом, финансовую деятельность можно ра осматривать

— во-первых, как организационную деятельность компетентных орга­нов государства и муниципальных образований по образованию, распре­делению и использованию централизованных денежных фондов, непо­средственно обеспечивающих бесперебойное функционирование госу­дарства и муниципальных образований на том или ином этапе историче­ского развития;

— во-вторых, как организационную деятельность компетентных орга­нов государства и муниципальных образований по созданию оптималь­ных условий для образования, распределения и использования децентра­лизованных денежных фондов (с учетом дополнительного их различия по признаку наличия права собственности на них), способствующих обеспе­чению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований.

Читать еще:  Роль государства на финансовом рынке

Основными задачами финансовой деятельности являются.

планомерное формирование и распределение централизованных де­нежных фондов в соответствии с целями государства и муниципальных образований;

обеспечение надлежащих условий для формирования децентрализо­ванных фондов, как находящихся в собственности государства, так и ча­стных, согласующихся с экономической политикой государства;

контроль за законным и целесообразным использованием фондов де­нежных ресурсов (финансовый контроль);

экономическое стимулирование общественного производства.

Помимо задач общего плана, можно выделить множество более част­ных, которые согласуются с общими задачами, приведенными выше.

Следует отдельно остановиться на такой специфической задаче финан­совой деятельности, как осуществление финансового контроля. Финансо­вый контроль за законным и целесообразным использованием денежных ресурсов по своему содержанию очень разнообразен Он включает в себя самые различные сферы финансовой деятельности, в частности, в сфере бюджетной деятельности — это контроль за законным и целесообразным использованием бюджетных ассигнований; в сфере налоговой деятельнос­ти — контроль за своевременной и полной реализацией налоговых обяза­тельств налогоплательщиков перед бюджетной системой государства и т.д.

К функциям финансовой деятельности, или основным ее направлени­ям, следует отнести:

— аккумулирование государственных и муниципальных централизо­ванных денежных фондов и создание условий, побуждающих к аккуму­лированию децентрализованных государственных (муниципальных) и ча­стных денежных фондов;

— распределение (перераспределение) централизованных фондов де­нежных средств и применение экономических инструментов, способству­ющих распределению и перераспределению децентрализованных госу­дарственных (муниципальных) и частных денежных фондов в соответст­вии с интересами государства (муниципального образования),

— использование централизованных фондов денежных средств;

— государственный и муниципальный финансовый контроль за закон­ностью и целесообразностью аккумулирования, распределения и исполь­зования централизованных и децентрализованных государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Методы, с помощью которых реализуются рассмотренные функции, традиционно делятся на методы, применяемые при мобилизации фондов денежных средств, и методы их распределения [17] Можно выделить и ме­тоды, применяемые при использовании денежных фондов.

К методам, применяемым при мобилизации фондов денежных средств, традиционно относят методы обязательных и добровольных платежей [18] Метод обязательных платежей проявляется через установление и взима­ние налоговых платежей в бюджетную систему государства, через обяза­тельное государственное страхование, метод добровольных платежей проявляется через привлечение государственных и муниципальных зай­мов, добровольных пожертвований, лотерей в доходы бюджетной систе­мы. К методам, применяемым при мобилизации фондов денежных средств, относят методы финансовых изъятий (изъятие государством сво­бодного остатка прибыли у казенного предприятия) и штрафной метод (установление санкций за нарушение финансово-правовых норм)

При распределении фондов денежных средств традиционно применя­ются методы финансирования и кредитования Финансирование выража­ется в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств Кредитование означает выделение денежных средств на условиях сроч­ности, возмездности. возвратности

К методам Финансовой деятельности применяемым при использова­нии фондов денежных средств, относятся способы проведения денежных расчетов (безналичные расчеты в разных формах платежные поручения, инкассо, аккредитивы и др, наличные расчеты) Именно фактическое осу­ществление денежных платежей и расчетов позволяет говорить о перехо­де от распределения (в соответствии с тем или иным планом) фондов де­нежных средств к их фактическому исполнению

Вопрос 3: Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления

Вопрос 1: Понятие финансов, их функции и особенности

Финансы— экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.

Признаки финансов:

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение;

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект.

Финансы— экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж-

2) материальный аспект.

Финансы— денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы— денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды— обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Содержание финансов— денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Функции финансов:

1) распределительная— способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная— заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

Вопрос 2: Финансовая система РФ: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (подотраслей и институтов)

Финансовая система— совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система РФ включает в себя:

1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и

социальных отношений на макроуровне);

4) фонды страхования (имущественного и личного);

5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ,которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ,в рамках, отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, — это система финансово-кредитных органов(в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральныйбанк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФявляется органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначействоконтролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборамвходит, а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Вопрос 3: Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления

Финансовая деятельность государства— особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права.

В ходе финансовой деятельности производится образование, распределениеи использование

государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деятельности.

Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:

1) межотраслевой характер — в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах;

2) осуществление финансовой деятельности — происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;

3) сфера финансовой деятельности — относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов.

Методы финансовой деятельности государства— это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на три группы:

1)образование (собирание)— денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей. К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод— с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносовявляется добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.;

Читать еще:  Тесты по государственному финансовому контролю

2) распределение— при распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3) использование денежных средств— поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их

осуществляется посредством расчетных операций.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездно и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).

Финансовая деятельность в РФ осуществляется органами государственной и муниципальной власти, предприятиями, организациями, учреждениями и должностными лицами.

Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех 3 ветвей государственной власти законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Президент РФобеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней финансовой политики государства.

Правительство РФосуществляет организацию и исполнение федерального бюджета, организацию разработки программ экономического и социального развития государства.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, особенности

Финансовая деятельность государства — это осущест­вление им функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию денежных фондов (финан­совых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований , осу­ществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель­ством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функции по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию муниципальных (мест­ных) денежных фондов в целях реализации социально-экономичес­ких задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса­ми деятельности органов местного самоуправления. Особенностью муниципальной финансо­вой деятельности является обеспечение финан­совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен­ных местным сообществом, и делегированных полномочий государства.

Финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон:

  1. как особый вид экономической деятельности;
  2. как разновидность государственного управления.

Финансовая деятельность государства как особый вид экономической деятельности

Признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как особый вид экономической деятельности:

  • выпуск денежных знаков (эмиссия);
  • организация и регулирование денежного обраще­ния в стране;
  • осуществление расчетов.

Деньги выполняют роль измерителя стоимости товаров и услуг, являются всеобщим эквивалентом, помогающим быстро и эффективно обменивать один товар на другой, способству­ют нормальной работе хозяйственных механизмов в сфере как госу­дарственного, так и частного бизнеса, в наиболее удобной форме по­могают гражданам удовлетворять свои потребности.

В процессе осущест­вления финансовой деятельности государство собирает (мобилизу­ет) денежные средства, распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды. Это очень существенный признак финансовой деятельности государства. При этом государство использует различные ме­тоды: установление налогов и сборов, добровольное привлечение де­нежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д.

В рассматриваемом плане огромное значение для функциони­рования государства имеет создание федерального бюджета как цен­трализованного фонда Российской Федерации, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного зна­чения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации в це­лях выравнивания условий их социально-экономического развития.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает создание основных го­сударственных внебюджетных фондов, к числу которых относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды. Финансовые фонды дисциплинируют государство, обязы­вают должностных лиц использовать денежные средства законно и на цели, указанные в законе. Создание денежных фондов в процессе мобилизации денежных средств, их распределения и перераспреде­ления представляет собой основное направление в финансовой дея­тельности государства.

В процессе финансовой деятельности государство расходует де­нежные средства. Из федерального бюджета госу­дарство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенсионно­го фонда РФ выплачивает пенсии гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий, и т.д.

Расходуя денежные средства, государство:

  • применяет бюджетное финансирование, т.е. целевой, безвоз­мездный, безвозвратный отпуск государственных денежных средств;
  • применяет банковское кредитование, т.е. выдачу возвратных ссуд, за пользование которыми граждане и юридические лица уплачивают проценты;
  • выплачивает страховые возмещения и т.д.

Таким образом, финансовую деятельность государства обра­зуют прежде всего такие ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная деятельность. Однако панорама финан­совой деятельности государства показывает и другие ее состав­ные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансово-контрольную и др.

Финансовая деятельность государства как разновидность управлен­ческой деятельности

Финансовая деятельность государства представ­ляет собой «специальную отрасль государственного управления». В этом качестве финансовая деятельность государства является:

  • властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти;
  • государственно-плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени (квартала, года);
  • координирующей;
  • контролирующей.

Управленческий характер финансовой деятельности проявляется в том, что она осуществляется на основе правовых управленческих ре­шений как представительных, так и исполнительных органов власти. В иерархии таких решений ведущее место принадлежит актам пред­ставительных органов, в первую очередь федеральным законам и за­конам субъектов Федерации о бюджетах, налогах и т.д.

Наибольшую часть управленческих решений в области финан­совой деятельности государства составляют акты органов исполни­тельной власти, и это естественно, потому что преимущественно эти органы осуществляют финансовую деятельность (Минфин России, налоговые службы). При этом в каждом конкретном случае осущест­вление финансовой деятельности представляет собой иерархическую связь двух субъектов: один из них командует, реализует направляю­щее, координирующее, контролирующее воздействие, а другой субъ­ект подпадает под его власть. Наиболее заметно такое воздействие в налоговом правоотношении (налоговый орган — налогоплатель­щик), в бюджетно-процессуальном правоотношении (законодатель­ный орган — орган исполнительной власти).

Финансовая деятельность представляет собой управленческую деятельность координирующего характера , в процессе осуществление которой устанавливается в зависимости от обстоятельств целе­сообразное соотношение расходной части с доходной частью бюдже­тов различных уровней путем бюджетного регулирования: процент­ных отчислений от налогов в те или иные бюджеты, предоставления дотаций, субвенций и субсидий и т.д. Однако координацию как управленческое воздействие по согласованию действий различных финансовых органов вряд ли можно ограничить только бюджетной сферой. Она распространяется на эмиссионную, налоговую, валют­ную и другие сферы финансовой деятельности государства.

Планирование имманентно присуще финансовой деятельности как деятельности управленческой. Например, исполнение бюдже­та как по доходам, так и по расходам осуществляется строго по пла­ну: каждый доход и каждый расход бюджета предусмотрены зако­ном и реализуются в установленное законом время. Иначе говоря, финансовая деятельность любой государственной организации осу­ществляется не произвольно, а на основе какого-либо финансово-планового акта: сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, баланса доходов и расходов предприятия, кассового плана и т.д.

Таким образом, финансовая деятельность государства представ­ляет собой плановый процесс мобилизации денежных средств, соз­дания финансовых фондов, расходования денежных средств для эф­фективного выполнения государством своих задач и функций.

Составной частью финансовой деятельности государства как управленческой категории является финансово-контрольная дея­тельность , которую осуществляют компетентные органы государ­ства (Минфин России, Счетная палата РФ) в процессе мобилизации денеж­ных средств в государственные финансовые фонды и их использова­ния в интересах общества и государства.

Государственный финансовый контроль распространяется как на государственные и муниципальные финансовые структуры, так и на частную предпринимательскую деятельность. Так, органы го­сударственной власти Российской Федерации и органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации осуществляют кон­троль за соблюдением органами местного самоуправления налогово­го и бюджетного законодательства.

Итак, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государствен­ные и муниципальные фонды, использованию их в интересах обще­ства и государства, причем эта деятельность осуществляется на осно­ве управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур.

Есть еще один признак финансовой деятельности государства, о котором следует сказать отдельно: эта деятельность осуществляется на строго правовой основе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×