Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
115 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как посчитать собираемость платежей

Показатель дисциплины платежей — интегральный параметр успеха российской реформы ЖКХ

Журнал «Новости теплоснабжения» № 5, 2005 г., www.ntsn.ru

И.А. Башмаков, директор, центр по эффективному использованию энергии г. Москва

От редакции: Предлагаемая Вашему вниманию статья является глубоким исследованием проблемы платежной дисциплины, и однозначно отвечает на многие, связанные с этой проблемой, вопросы.

Низкая платежная дисциплина рушит все конструкции реформы ЖКХ

Платежная дисциплина является итогом соответствия тарифной политики пороговым значениям способности и готовности населения платить за ЖКУ, она определяет финансовую устойчивость ЖКХ и его привлекательность для частного бизнеса, а в конечном счете, надежность работы всех систем жизнеобеспечения. Начисленные населению платежи за ЖКУ достигнут в 2005 г. 520 млрд руб. против 120 млрд руб. в 2000 г. (рис. 1). В 2006 г. только за счет повышения тарифов они вырастут еще, по меньше мере, на 10%. Кроме того, капитальный ремонт вводится в состав тарифов на ЖКУ, что приведет к росту тарифов еще на 5-7%. У народа возникает естественный вопрос: когда же все это закончится? От ответа на него прямо зависят успехи или неудачи в борьбе с бедностью и социальная стабильность.

ЖКХ часто называют островом социализма в рыночной экономике. Имеется в виду сохранение административных методов управления и неверие в существование рыночных реакций как производителей, так и потребителей ЖКУ, а также сохранение возможности пользоваться услугой, не заплатив. Что касается производителей, то при низкой платежной дисциплине в последние 10 лет экономическими методами управлять в ЖКХ было просто невозможно. Нет рыночной экономики без денег. Экономика дефицита порождает дефицит, что ведет к эскалации расходов, а на их оплату не хватает денег ни у населения, ни у бюджетов (рис. 1).

Снизить же отпуск ЖКУ выборочно только неплательщикам в многоквартирных домах поставщики часто не могут. Против задолженности из бюджета они вообще практически бессильны.

Если же имеется в виду потребитель, то, даже еще не сформировавшись как покупатель ЖКУ, он проявляет явные и правильные рыночные реакции. Беда в том, что используются неверные представления о порогах его способности и готовности платить за ЖКУ.

Для суждений об успехах или неудачах реформы ЖКХ используется большой набор показателей, отраженных в специальных формах отчетности. Ими можно жонглировать, чтобы иллюстрировать свою точку зрения (положительную или негативную) на реформу. Однако есть непризнанный интегральный показатель успеха реформы — уровень платежной дисциплины. Если он существенно ниже 95% и убытки от недобора платежей невозможно компенсировать ни из тарифов, ни из бюджета, то бизнес в ЖКХ становится убыточным, а объекты ЖКХ деградируют от недоремонтов. Качество ЖКУ падает вместе с готовностью населения платить за них. Это рушит все конструкции реформы ЖКХ. У до-мохозяйств вряд ли возникнет желание формировать ТСЖ на базе деградирующего здания. Частный бизнес не может в депрессивном городе с собираемостью 70% и с «убитой» коммуналкой быстро привести ее в порядок, не понеся убытки. У него возникает простой вопрос: до какого уровня можно повысить тарифы, чтобы окупить свои инвестиции, не подорвав платежную дисциплину населения? Без ясного ответа на этот вопрос риски частного бизнеса в ЖКХ слишком высоки.

Все лозунги и речевки реформы ЖКХ блекнут, как только в качестве фона используется показатель платежной дисциплины. Именно он является интегральным итогом успехов и неудач реформы. Оказывается, за последние 6 лет реализации реформы мы практически не добились прогресса в его повышении, а последние 4 года просто топчемся на месте (рис. 2).

Существует порог способности населения платить за ЖКУ, его превышение приводит к снижению уровня сбора платежей

Монопольные цены регулируются не столько регулирующим их органом, сколько платежеспособным спросом. Примеры — нефть, налоги, ЖКУ. В России ограниченный платежеспособный спрос на услуги ЖКХ определяет не уровень их потребления, а уровень собираемости платежей. Во многих странах Запада, согласно данным опросов, ограниченность платежеспособного спроса приводит к недопотреблению ЖКУ. Доля семей, которые не могут позволить себе адекватно отапливать жилища, составляет от 6% в Великобритании и 19% в Италии до 53% в Испании. Доля семей, недопотребляющих ЖКУ по причине ограниченности доходов, составляет от 7% в Австрии и 10% во Франции до 40% в Португалии. В России же при практической невозможности снизить потребление ЖКУ в многоквартирных домах рост цен на ЖКУ ведет именно к снижению платежной дисциплины.

Ключевым фактором, определяющим дисциплину платежей, являются даже не тарифы, а отношение «платеж за ЖКУ/доход». Эконометрический анализ, проведенный для ряда городов и районов, показал, что:

■ все утверждения об отсутствии зависимости эластичности оплаты за ЖКУ от тарифов совершенно безосновательны [1] (рис. 3);

■ важнейшим параметром, определяющим платежную дисциплину, является не просто тариф на ЖКУ, а отношение расходов на ЖКУ к доходу (рис. 4);

■ в полном соответствии с экономической теорией коэффициенты эластичности (коэффициент, который показывает, на сколько процентов изменится собираемость при изменении отношения «платеж/доход» на 1% — прим. авт.) уровня собираемости платежей по показателю «платеж/доход» отрицательны, существенны по абсолютной величине и статистически значимы;

■ функция собираемости платежей по показателю «платеж/доход» относится к малоисследованному классу функций с динамической эластичностью (к этому же классу относятся функции спроса на энергоносители по цене или функции собираемости налогов от их ставки) [2];

■ эластичность собираемости растет по абсолютной величине по мере приближения к порогу платежеспособности и еще более значимо растет после его «перешагивания» [3].

Обобщение зависимости уровня собираемости платежей от доли расходов на ЖКУ представлено на рис. 5. Зависимость имеет форму крыла. Верхняя кривая отражает функцию способности населения платить за ЖКУ, а нижняя -функцию его готовности платить за ЖКУ.

Эластичность платежной дисциплины подоле платежа за ЖКУ в доходе на рубеже первого порога достигает значения -0,4, а после «заступа» за этот порог и по мере приближения ко второму порогу она достигает уже значения -1. В этом случае рост отношения «платеж/доход» на 1% приводит к снижению собираемости также на 1%. Значит, поставщик ЖКУ упирается в полку максимума платежной способности населения, а дальнейший рост тарифов порождает только прирост долгов. Эта ситуация может смягчаться только при повышении доходов населения.

Иначе говоря, средняя способность населения платить за ЖКУ равна 6-7% от его доходов (многие практические работники ЖКХ, например, в республике Карелия также эмпирически обнаружили такое значение порога). Именно в этом диапазоне верхняя кривая зависимости пересекает уровень платежной дисциплины в точке 95%. Это — жесткая и устойчивая пропорция в структуре потребительских расходов. Только при такой доле удается при жестких мерах к задолжникам удержать платежную дисциплину на уровне 95%. При доле расходов на

ЖКУ в доходах населения 8% дисциплину платежей можно обеспечить на уровне 90%.

В последние годы только самая высокодоходная группа населения стала отрываться от средних по стране цифр обеспеченности жильем. В целом же, разные доходные группы обеспечены жильем довольно равномерно, а значит, их расходы на ЖКУ одинаковы. В среднем по России средний доход примерно в 2,5 раза превышает бюджет прожиточного минимума (БПМ). Следовательно, средней доле расходов на ЖКУ, равной 6%, соответствует доля расходов на ЖКУ в БПМ на уровне 15%.

Из этого анализа следует очень важная и простая практическая рекомендация: повышать тарифы на ЖКУ можно только до тех пор, пока платежи за ЖКУ не превысят 6-7% от среднего дохода населения или 15% от БПМ.

Готовность населения платить за ЖКУ определяется жесткостью мер по работе с задолжниками, «привлекательностью жилищной недвижимости» и качеством ЖКУ

Готовность платить (нижняя граница «крыла» на рис. 5) ниже способности. До первого порога — 6-7% — ширина «крыла» зависит от степени жесткости работы предприятий ЖКХ по повышению собираемости и по взиманию задолженности за ЖКУ, от «привлекательности жилищной недвижимости» и от качества ЖКУ. Эти факторы определяют дистанцию между готовностью и способностью платить. По мере приближения ко второму порогу — 15% — даже очень жесткие меры по повышению собираемости не дают практических результатов. То есть повышение нагрузки по оплате ЖКУ при приближении ко второму порогу приводит к такому снижению платежной дисциплины, что восстановить ее уже не удается никакими мерами. Первоначально этот результат был получен на модели распределения оплаты ЖКУ (МРО-ЖКУ), разработанной автором в процессе работы по проекту «Социальной реструктуризации районов Крайнего Севера». Затем он полностью подтвердился на базе анализа фактических данных по многим городам.

Приближение ко второму порогу способности и готовности платить ведет к снижению вероятности предъявления судебных исков неплательщикам в 5-10 раз

Необходим анализ пределов эффективности работы по повышению собираемости платежей. К сожалению, соответствующих данных крайне мало. Автор использовал данные по работе с неплательщиками за ЖКУ в Воркуте, где эта работа, без сомнения, является одной из наиболее жестких в РФ. Судебная система любого муниципального образования имеет ограниченную пропускную способность. Она может рассмотреть дела по взиманию задолженности за ЖКУ не более чем для 3-5% домохозяйств. В Воркуте доля расходов на ЖКУ в среднем доходе в 2004 г. оказалась у второго порога платежеспособности (14%). Поэтому собираемость платежей упала до 65%, а доля домохозяйств с просроченной задолженностью (свыше 6 месяцев) составила 39%. Судебная система Воркуты смогла привлечь к ответственности 18% от всех задолжников, или 7% всех домохозяйств города. Это рекорд России. Тем не менее, из-за ограниченности возможностей судебной системы вероятность для задолжника оказаться в суде равна лишь 18%. Вероятность же полного взыскания задолженности или выселения еще меньше. Для этого, как правило, требуется несколько судов. Вся процедура может занять 2-3 года, а при относительной изворотливости домохозяйства и более.

Читать еще:  Платежи и расчеты по договору аренды

При собираемости платежей на уровне 95% доля задолжников составляет примерно 5-7% всех домохозяйств, и каждый задолжник неотвратимо может быть привлечен к суду. При доле доходов на оплату ЖКУ в среднем доходе на уровне 15% доля задолжников составляет уже 30-40%, а с неплательщика может быть в судебном порядке взыскана задолженность только с вероятностью 10-20%. В этом случае налаживание работы с задолжниками дает лишь ограниченный эффект (рис. 6).

Проблема упирается в пропускную способность судебной системы. Если ее мощность выходит за пределы 3-5% от всего числа домохозяйств, то деятельность по взиманию задолженности становится убыточной (рис. 7). При увеличении пропускной способности до 30-40% затраты на содержание этой системы вырастут в 10-15 раз. Именно поэтому устойчивый уровень собираемости, равный 100%, практически недостижим, и целевым устойчивым уровнем собираемости является 95%.

Снижение «привлекательност

Cтраницы: 1 | 2 | 3 | читать дальше>>

Организация начисления и сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги

4.1. Одной из задач финансового оздоровления предприятий ЖКХ является снижение задолженности потребителей по оплате за жилье и коммунальные услуги. При этом среди причин, вызывающих рост задолженности, чаще всего называется рост тарифов при низкой платежеспособности населения. Однако, как показывает опыт, на собираемость платежей в большей мере влияет организация их начисления и сбора.

4.2. Наиболее эффективно проблема начисления и сбора платежей решается путем передачи этих функций городским расчетно-кассовым центрам (РКЦ) . Оперативность и точность расчетов, доведение до населения информации об уровне платежей с использованием для этого наглядных счетов-квитанций, повышение культуры обслуживания, создание максимальных удобств при расчетах за услуги, своевременное напоминание неплательщикам позволяют примерно на 20 % повысить уровень собираемости платежей, доведя его до 95 — 97 %%. Это подтверждает практика действующих РКЦ.

4.3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» рекомендовано сбор платежей за жилье и коммунальные услуги осуществлять через расчетно-кассовые центры.

РКЦ могут создаваться как самостоятельные хозяйствующие субъекты либо как подразделения служб, выполняющих функции заказчика (муниципального заказчика).

4.4. Для своевременного информирования потребителей об их обязательствах по оплате жилищно-коммунальных услуг, предотвращения накапливания задолженности по платежам, а также обеспечения своевременного перечисления собранных платежей организациям-поставщикам услуг РКЦ должно выполнять следующие функции:

— осуществление расчетов с потребителями услуг, проживающими в жилищном фонде всех форм собственности (циркулярное письмо Госстроя России от 14.09.99 г. № ЛЧ-3128/13);

— начисление платежей за жилье и коммунальные услуги с учетом льгот и субсидий;

— формирование и рассылка населению извещений (счетов-квитанций) с информацией об объеме потребления услуг и размере оплаты;

— сбор платежей через сбербанки, почтовые отделения либо через собственные отделения;

— учет поступивших платежей на основании платежного документа (счета-квитанции), выявление неплательщиков, работа с ними;

— расчет субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

— распределение («расщепление») собранных денежных средств между организациями-поставщиками услуг;

— перечисление денежных средств организациям-поставщикам услуг.

Важным элементом технологии начисления платежей является корректировка оплаты в зависимости от качества услуг, которая, как правило, должна производиться без вмешательства потребителя по информации предприятий, диспетчерских служб, обобщаемых в службе заказчика, управляющей организации.

4.5. Информационное обеспечение системы расчетов с населением охватывает характеристики жилищного фонда, проживающего в нем (постоянно или временно) населения, льгот, тарифов на услуги, нормативов их потребления (минимальных социальных стандартов и среднестатистических нормативов) и др.

Кроме того, организация расчетов с населением через РКЦ требует учета при начислении платежей информации от организаций-поставщиков услуг и потребителей об отклонениях от установленных договорами показателей качества, надежности и устойчивости, а также о перерывах в предоставлении услуг .

4.6. Для обеспечения работы РКЦ можно рекомендовать создание единого функционального комплекса, обеспечивающего «сквозные» расчеты от формирования лицевых счетов с учетом льгот и субсидий, рассчитываемых в этом комплексе, до подготовки сводно-аналитической документации и распределения денежных средств между организациями-поставщиками услуг (см. рис. 4.1.).

Такой функциональный блок обеспечивает пропорциональное распределение («расщепление») собранных денежных средств между организациями — поставщиками услуг, контроль за их движением, а также формирование сводных аналитических данных о начисленных и собранных платежах по видам услуг и их поставщикам, учет задолженности по платежам, неплательщиков и их классификации по срокам задолженности, общей суммы льгот и субсидий, сокращения размера оплаты за услуги (по их видам) при снижении качества и перерывах в предоставлении.

Учет задолженности по платежам и ее классификация по срокам, позволяющая отделить текущую задолженность от просроченной или «безнадежной», имеет существенное значение при проведении ее реструктуризации. Это связано с тем, что в бухгалтерском учете в настоящее время текущая и просроченная задолженность не разделяются, что делает невозможным списать «безнадежную» задолженность.

Рис. 4.1. Функциональный комплекс расчета с квартиросъемщиками и распределения платежей по поставщикам

Помимо этого рассматриваемый функциональный комплекс должен обеспечить учет сверхнормативной площади жилья, если за нее взимается повышенная оплата, а также второго (и более) жилья. Кроме того, для расчетов с потребителями, в домах либо квартирах которых установлены приборы учета, должен быть обеспечен как учет этих домов и квартир, так и показания приборов, которые должны быть учтены при начислении платежей потребителям услуг.

Такой комплекс помимо расчетов за услуги позволяет обеспечить информационную поддержку управления ЖКХ города на основе интеграции разрозненных баз данных о жилищном фонде, проживающем в нем населении, финансово-экономических показателях.

4.7. Повышение эффективности работы РКЦ с потребителями услуг, в том числе сокращение задолженности по платежам, обеспечивается полнотой, достоверностью и «прозрачностью» для населения платежных документов (счетов-квитанций и извещений). Наряду с подробными сведениями о РКЦ и плательщике в них должна содержаться информация о структуре платежей, размере тарифа за единицу услуги, снижении платежа за нарушение качества обслуживания (перерывах или отключениях), размере льгот и субсидий. Это необходимо для того, чтобы каждый гражданин имел возможность определить уровень своих платежей и, кроме того, наглядно видел, что чем ниже потребительские качества жилья, уровень его благоустройства, тем ниже уровень оплаты.

В счете-квитанции могут также указываться дополнительные платежи, которые вносятся гражданами на добровольной основе, например, плата за страхование жилья, за содержание специальных спортивных площадок и др. Таким образом, извещение и счет-квитанция должны содержать следующие данные:

— сведения о расчетно-кассовом центре (адрес, телефон, банковские реквизиты и др.);

— сведения о плательщике: адрес, вид жилья (частное, государственное, муниципальное), занимаемая площадь, количество проживающих (постоянно и временно), номер лицевого счета (для нанимателей) либо карточки (для собственника жилого помещения), фамилия, имя, отчество нанимателя или собственника (собственников при долевой собственности), наличие льгот, нуждаемость в субсидиях, их размер и др.

Льготы учитываются в соответствии с действующими законодательными актами (федеральными законами), а также в соответствии с постановлениями субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Расчет субсидий осуществляется в соответствии с «Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887, а также соответствующих постановлений органов управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При заполнении сведений о плательщике особого внимания требует графа — количество проживающих, так как при отсутствии приборов учета, когда платежи взимаются в зависимости от норматива потребления услуг и установленного тарифа, необходимо вести учет не только количества временно проживающих, но и время их проживания в течение конкретного месяца.

Эта информация должна содержаться в базе данных паспортного учета. Кроме того, в базе данных должны содержаться сведения о гражданах, имеющих льготы и получающие субсидии.

При расчетах с собственниками жилья, проживающими в индивидуальных домах, в счете-извещении и квитанции изменяется состав оплачиваемых услуг. Например, исключается содержание и ремонт жилья, но дополнительно, как правило, включается полив участка, могут быть и другие изменения.

Ниже приведены образцы счета-квитанции и извещения по оплате жилья и коммунальных услуг.

Реквизиты РКЦ ________________________

Примерный образец счета-извещения об оплате жилья и коммунальных услуг
(оплачивать до 10 ________________ 200 ___ г.)

Оценка фактического уровня платежей граждан

Оценка фактического уровня платежей граждан

Оценка фактического уровня платежей граждан

за жилищно-коммунальные услуги в Чувашской Республике

В настоящее время одной из проблем жилищно-коммунального хозяйства является значительная величина кредиторской и дебиторской задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса. Значительные суммы накопленной задолженности являются одним из наиболее существенных препятствий для развития жилищно-коммунального комплекса. На 1 января 2007 года дебиторская задолженность по всем предприятиям ЖКХ республики составила 1467,6 млн. рублей (рост по сравнению с предыдущим годом на 112%), кредиторская задолженность в размере 1559,3 млн. рублей держится практически на одном уровне с 2002 года.

Недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства вследствие не выполнения бюджетных обязательств в прошлые годы, несбалансированной тарифной политики, не своевременных и не полных платежей потребителей, и как следствие огромный размер накопленной задолженности, являются одними из основных причин не привлекательности жилищно-коммунального комплекса для инвестиций.

В настоящее время источниками финансирования деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса по предоставлению жилищно-коммунальных услуг гражданам являются:

1. платежи собственников и нанимателей жилых помещений за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;

2. бюджетная составляющая на компенсацию предоставленных отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг;

3. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации перечисляются гражданам).

До перехода на 100% уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами было бюджетное финансирование на компенсацию разницы между тарифами и ставками платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с Жилищным кодексом, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, граждане полностью оплачивают предоставленные им жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, в настоящее время фактический уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги зависит от следующих факторов:

1. задолженности населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

2. уровня компенсации из соответствующих бюджетов предоставленных населению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг;

3. уровня компенсации из соответствующих бюджетов предоставленных населению субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В настоящее время компенсация из соответствующих бюджетов предоставленных населению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется непосредственно организациям жилищно-коммунального комплекса. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В таблице 1 представлены данные о начисленных и поступивших платежах граждан за жилищно-коммунальные услуги в Чувашской Республике за период с 2002 по 2006 год.

Таблица 1. Динамика собираемости платежей граждан за ЖКУ в целом по Чувашской Республике, тыс. руб.

Динамика собираемости платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в целом по Чувашской Республике представлена на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Фактический уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в зависимости от собираемости платежей граждан за ЖКУ в целом по Чувашской Республике, %

В Чувашской Республике отмечается положительная тенденция увеличения уровня сбора платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. Уровень собираемости платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги за период с 2002 по 2006 год увеличился на 3,5%.

Тем не менее, размер накопленной задолженности населения перед организациями жилищно-коммунального комплекса с 2002 по 2006 год вырос с 88043,6 тысяч рублей до 9 тысяч рублей (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Задолженность населения перед организациями жилищно-коммунального комплекса Чувашской Республики, тыс. руб.

В таблице 2 представлены данные о предоставленных (начисленных) гражданам льготах по оплате жилищно-коммунальных услуг и размер их возмещения из соответствующих бюджетов.

Таблица 2. Возмещение предоставленных гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг

Предоставлено льгот* (тыс. руб.)

Возмещено из бюджетов (тыс. руб.)

* размер средств, затраченных организациями ЖКХ на предоставление гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг

Затраченные организациями жилищно-коммунального хозяйства средства на предоставление гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 2002 по 2006 годы были полностью возмещены указанным организациям из соответствующих бюджетов (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Доля возмещения организациям жилищно-коммунального хозяйства предоставленных гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, %

За рассматриваемый период организациями жилищно-коммунального хозяйства было получено на 20481тысяч рублей больше, чем фактически начисленных гражданам льгот. Тем не менее, это не компенсировало убытки организаций от предоставления льгот гражданам в предыдущие периоды.

В таблице 3 представлены данные о начисленных и перечисленных субсидиях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Таблица 3. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (форма №22-ЖКХ субсидии)

Предоставлено субсидий (тыс. руб.)

Возмещено из бюджетов (тыс. руб.)

Начисленные гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг практически полностью были перечислены организациям жилищно-коммунального комплекса и гражданам (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Доля возмещения предоставленных гражданам субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, %

Начиная с 2005 года, когда субсидии стали перечисляться на банковские счета граждан, объемы перечисленных средств соответствовали объемам предоставленным гражданам субсидий.

Сравнение факторов, влияющих на фактический уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, показывает, что он составляет менее 100% (диаграмма 5 и диаграмма 6).

Диаграмма 5. Уровень возмещения затрат жилищно-коммунальных организаций по предоставлению жилищно-коммунальных услуг относительно выставленных счетов, за счет платежей граждан, возмещения предоставленных льгот и субсидий, %

Диаграмма 6. Уровень возмещения затрат жилищно-коммунальных организаций за счет платежей граждан, возмещения предоставленных льгот и субсидий за период 2002 – 2006 г. г., %

Оценка фактического уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги относительно установленной стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения в Чувашской Республике показала, что главной и единственной причиной, приведшей к снижению этого уровня до 97,3% в среднем за весь рассмотренный период, является задолженность населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Как показывает статистика, уровень сбора платежей граждан за коммунальные услуги в экономически развитых странах Европы составляет 97%.

1. сравнение факторов, влияющих на фактический уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, показывает, что он составляет менее 100%;

2. главной причиной, приведшей к снижению этого уровня, является задолженность населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Частично разрешить эту проблему позволит формирование эффективной системы договорных отношений в сфере управления многоквартирными домами.

Пример методики расчета собираемости

Обозначения

2.1 Обозначения величин к основным расчетным формулам:

номинальный размер замыкающего звена размерной цепи А;

передаточное отношение i-ого звена;

порядковый номер звена;

номинальный размер i-ого составляющего звена;

расчетный допуск замыкающего звена размерной цепи А при полной взаимозаменяемости;

допуск i-ого составляющего звена размерной цепи А;

конструктивный допуск замыкающего звена размерной цепи А;

коэффициент собираемости при полной и неполной

процент риска выхода замыкающего звена за обе границы его конструктивного допуска при полной и неполной взаимозаменяемости;

коэффициент запаса технологической точности;

коэффициент относительного рассеяния i-ого составляющего звена размерной цепи А;

коэффициент риска для i-ого составляющего звена размерной

среднее квадратическое отклонение размера i-ого составляющего звена размерной цепи А;

координата середины поля допуска замыкающего звена размерной цепи А;

координата середины поля допуска i-ого составляющего звена

размерной цепи А;

верхнее предельное отклонение размера i-ого составляющего

звена размерной цепи А;

нижнее предельное отклонение размера i-ого составляющего

звена размерной цепи А;

координата середины поля рассеяния замыкающего звена

размерной цепи А;

координата середины поля рассеяния i-ого составляющего звена размерной цепи А;

расчетное верхнее отклонение замыкающего звена размерной

расчетное нижнее отклонение замыкающего звена размерной

теоретическая компенсирующая способность зазора-компенсатора размерной цепи А при регулировке;

передаточное отношение i-ого составляющего звена-компенсатора размерной цепи А.

— номинальный размер i-го составляющего звена компенсатора

размерной цепи А;

— назначенный номинал составляющего звена для регулировки;

— технологическая компенсирующая способность звена-компенсатора размерной цепи А при регулировке;

— допуск на i-е составляющее звено компенсатора размерной цепи А;

— величина компенсации при пригонке.

Общие положения

3.1 Расчет собираемости по размерам проводится с целью:

— выбора размеров и целесообразного пути достижения необходимой точности сборки (монтажа) СО по типовому технологическому процессу;

— проверки соответствия расчетных полей допусков замыкающих звеньев конструктивным допускам, назначаемым при проектировании;

— оценки собираемости СО.

3.2 Собираемость по размерам должна рассчитываться по сборочным размерным цепям, составленным в соответствии с принимаемой последовательностью сборки (монтажа) СО.

3.3 Исходными данными для расчета собираемости СО должны являться:

— требования к размерам исходного и замыкающего звеньев;

— номинальные размеры и поля допусков на известную часть составляющих звеньев, регламентированные технической документацией на поставляемые технические средства, требованиями чертежей, положений, типовых технологических процессов и инструкций;

— последовательность сборки (монтажа) СО, выбранная в зависимости от конструктивной сложности СО (приложение А).

3.4 Размеры составляющих звеньев сборочной размерной цепи, которые принимаются при проектировании конструктивно, должны проверяться на соответствие задаваемому размеру замыкающего звена по расчету собираемости.

3.5 Допуски на составляющие звенья, выбор которых вызывает трудности в оценке их соответствия конструктивному допуску на замыкающее звено, следует принимать на первых этапах расчета собираемости в трех вариантах их величин с последующим отбором наиболее целесообразных в процессе расчета собираемости.

3.6 При назначении вариантов допусков на составляющие звенья следует принимать наиболее широкие допуски, при этом в расчете собираемости у части СО допускается выход размеров замыкающего звена за пределы его допуска. Для таких СО должен быть определен процент риска q выхода замыкающего звена за обе границы его конструктивного допуска по методике расчета.

3.7 Собираемость СО рассчитывается по следующим способам:

3.8 Допустимость расчетов собираемости по способам полной и неполной взаимозаменяемости должна определяться по числу звеньев в цепи и коэффициенту Ск собираемости, а также связанному с ним процентом риска q выхода замыкающего звена за обе границы конструктивного допуска.

3.9 Способ полной взаимозаменяемости следует применять для размерных цепей, имеющих 3-4 звена.

Для способа полной взаимозаменяемости выход замыкающего звена за обе границы его конструктивного допуска должен быть не более 7 %, а для способа неполной взаимозаменяемости – не более 1 %.

3.10 Если результаты расчета собираемости СО по способам полной и неполной взаимозаменяемости не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к замыкающему звену, то должен быть проведен расчет по способу пригонки. Способ пригонки следует применять ограниченно, как не обеспечивающий снижения ручных работ.

3.11 Для составления размерных цепей при расчете собираемости СО необходимо провести следующую подготовительную работу:

— сформировать задачу расчета, в которой должны отражаться необходимые требования по работоспособности рассматриваемой конструкции или выполнению сложного технологического процесса;

— выбрать оптимальный метод сборки (монтажа) СО с соответствующими основными базами сборки, последовательность работ, смену баз в процессе сборки;

— по требованиям к сборке (из задачи расчета) найти исходное звено, а из последовательности сборки – замыкающее звено; составить конструктивную схему сборки СО или монтажа СО в заданном районе судового помещения.

В зависимости от сложности сопряжений и соединений СО схема составляется в одной, двух или трех координатных плоскостях, параллельных основным базовым плоскостям несущей опорной конструкции или корпуса судна.

3.12 Начиная от основной сборочной базы в последовательности сборки (монтажа) деталей и СО, ввести в конструктивную схему соответствующие их размеры, как звенья цепи. Размерная цепь должна иметь две ветви звеньев:

ветвь увеличивающих составляющих звеньев;

ветвь уменьшающих составляющих звеньев.

Исходное звено может находиться в той или другой ветви цепи.

Замыкающее звено, как последнее звено в процессе сборки, должно быть расположено в ветви уменьшающих составляющих звеньев.

3.13 Все отклонения взаимного положения и формы сопрягаемых (соединяемых) поверхностей деталей и СО, имеющие допустимую величину одного порядка с допустимыми отклонениями составляющих звеньев, должны вводиться в сборочную размерную цепь как составляющие звенья. Отклонения от номинала и формы следует наносить на стыках и сопряжениях соответствующих поверхностей специальными обозначениями по чертежу.

Формулы расчета размера платы за коммунальные услуги

Расчет платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме для жилых и нежилых помещений, коммунальных квартир, а также для жилых домов (домовладений) производится по формулам и методикам, указанным в Приложении № 2 к Правилам , утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

С 01 января 2019 года для расчета размера платы за коммунальные услуги применяются следующие формулы:

ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ОТОПЛЕНИЕ

Формулы для расчета платы за отопление для жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме:

Формула №2(3) применяется для расчета размера платы за отопление для жилого или нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, не оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты за отопление в течение отопительного периода — Ознакомиться

Формула №2(5) применяется для расчета объема тепловой энергии для жилого или нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, не оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты за отопление в течение отопительного периода — Ознакомиться

Формула №2(4) применяется для расчета размера платы за отопление для жилого или нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, не оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты за отопление в течение календарного года (12 месяцев) — Ознакомиться

Формула №2(6) применяется для расчета объема тепловой энергии для жилого или нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, не оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты за отопление в течение календарного года (12 месяцев) — Ознакомиться

Формула №3 применяется для расчета размера платы за отопление при наличии на многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии, и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета на отопление — Ознакомиться

Формула №3(6) применяется для расчета объема тепловой энергии в жилом или нежилом помещении при наличии на многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии, и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета на отопление — Ознакомиться

Формула №3(1) применяется для расчета размера платы за отопление при наличии на многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии, и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения, оборудованы индивидуальным прибором учета на отопление — Ознакомиться

Формула №3(7) применяется для расчета объема тепловой энергии в жилом или нежилом помещении при наличии на многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии, и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения, оборудованы индивидуальным прибором учета на отопление — Ознакомиться

Формула №3(3) применяется для расчета размера платы за отопление при наличии на многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии, и в котором все жилые или нежилые помещения, оборудованы индивидуальным прибором учета на отопление — Ознакомиться

Формулы для расчета платы за отопление для жилого дома (домовладения):

Формула №2 применяется для расчета размера платы за отопление при отсутствии на жилом доме (домовладении) индивидуального прибора учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты за отопление в течение отопительного периода — Ознакомиться

Формула №2(1) применяется для расчета размера платы за отопление при отсутствии на жилом доме (домовладении) индивидуального прибора учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты за отопление равномерно в течение календарного года (12 месяцев) — Ознакомиться

Формула №3(5) применяется для расчета размера платы за отопление при наличии на жилом доме индивидуального прибора учета тепловой энергии — Ознакомиться

Формула №22 применяется для расчета размера платы за отопление в жилом доме (домовладении) при использовании им земельного участка и расположенных на нем надворных построек, если на жилом доме не установлен индивидуальный прибор учета на отопление.

ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ХОЛОДНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Формулы для расчета размера платы за холодное водоснабжение в жилом/нежилое помещении:

Формула 1 Расчет размера платы за холодное водоснабжение в жилом/нежилом помещении многоквартирного дома при наличии индивидуального прибора учета.

Формула 4 Расчет платы за холодное водоснабжение в жилом помещении (квартире) при отсутствии индивидуального прибора учета, и техническая возможность установки такого прибора отсутствует.

Формула 4(1) Расчет платы за холодное водоснабжение в жилом помещении (квартире) при отсутствии индивидуального прибора учета, но есть техническая возможность установки такого прибора.

Формулы для расчета размера платы за холодное водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды:

Формула 10 Расчет платы за холодное водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, при отсутствии на многоквартирном доме общедомового прибора учета.

Формула 15 Расчет объема холодного водоснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, при отсутствии на многоквартирном доме общедомового прибора учета.

Формула 10 Расчет платы за холодное водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, общедомовой прибор учета на многоквартирном доме установлен.

Формула 11 Расчет объема холодного водоснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, общедомовой прибор учета на многоквартирном доме установлен.

ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Формулы для расчета размера платы за горячее водоснабжение в жилом/нежилом помещении:

Формула 1 Расчет размера платы за горячее водоснабжение (за исключением случаев установления двухкомпонентных тарифов) в жилом/нежилом помещении многоквартирного дома при наличии индивидуального прибора учета — Ознакомиться

Формула 4 Расчет платы за горячее водоснабжение (за исключением случаев установления двухкомпонентных тарифов) в жилом помещении (квартире) при отсутствии индивидуального прибора учета, и техническая возможность установки такого прибора отсутствует — Ознакомиться

Формула 4(1) Расчет платы за горячее водоснабжение (за исключением случаев установления двухкомпонентных тарифов) в жилом помещении (квартире) при отсутствии индивидуального прибора учета, но есть техническая возможность установки такого прибора — Ознакомиться

Формулы для расчета размера платы за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды:

Формула 10 Расчет платы за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, при отсутствии на многоквартирном доме общедомового прибора учета — Ознакомиться

Формула 15 Расчет объема горячего водоснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, при отсутствии на многоквартирном доме общедомового прибора учета — Ознакомиться

Формула 10 Расчет платы за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, общедомовой прибор учета на многоквартирном доме установлен — Ознакомиться

Формула 12 Расчет объема горячего водоснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, общедомовой прибор учета на многоквартирном доме установлен — Ознакомиться

ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ

Формулы для расчета размера платы за электроснабжение в жилом/нежилом помещении:

Формула 1 Расчет размера платы за электроснабжение в жилом/нежилом помещении многоквартирного дома при наличии индивидуального прибора учета — Ознакомиться

Формула 4 Расчет платы за электроснабжение в жилом помещении (квартире) при отсутствии индивидуального прибора учета, и техническая возможность установки такого прибора отсутствует — Ознакомиться

Формула 4(1) Расчет платы за электроснабжение в жилом помещении (квартире) при отсутствии индивидуального прибора учета, но есть техническая возможность установки такого прибора — Ознакомиться

Формулы для расчета размера платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды:

Формула 10 Расчет платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, при отсутствии на многоквартирном доме общедомового прибора учета — Ознакомиться

Формула 15 Расчет объема электроснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, при отсутствии на многоквартирном доме общедомового прибора учета — Ознакомиться

Формула 10 Расчет платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, общедомовой прибор учета на многоквартирном доме установлен — Ознакомиться

Формула 12 Расчет объема электроснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, общедомовой прибор учета на многоквартирном доме установлен — Ознакомиться

ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ГАЗОСНАБЖЕНИЕ

Формулы для расчета размера платы за газоснабжение в жилом/нежилом помещении

Формула 1 Расчет размера платы за газоснабжение в жилом/нежилом помещении многоквартирного дома при наличии индивидуального прибора учета.

Формула 5 Расчет платы за газоснабжение в жилом помещении (квартире) при отсутствии индивидуального прибора учета.

Формулы для расчета размера платы за газоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды

Формула 10 Расчет платы за газоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, при отсутствии на многоквартирном доме общедомового прибора учета.

Формула 15 Расчет объема газоснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, при отсутствии на многоквартирном доме общедомового прибора учета.

Формула 10 Расчет платы за газоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, общедомовой прибор учета на многоквартирном доме установлен.

Формула 12 Расчет объема газоснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, общедомовой прибор учета на многоквартирном доме установлен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×