Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коммунальные платежи за нежилое помещение

С 1 сентября вводятся новые правила расчета платы за коммунальные услуги

1 сентября вступают в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — новые Правила). Данные правила регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями). В соответствии с новыми Правилами уже с 1 сентября изменится порядок расчета платы за коммунальные услуги.

Большая часть новых Правил повторяет нормы, установленные действующими в настоящее время Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее — старые Правила). Однако вводятся и новые нормы. О некоторых из них расскажем более подробно.

Коммунальные услуги на общедомовые нужды

Новыми Правилами установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно — коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее — коммунальные услуги на общедомовые нужды) (п. 40 новых Правил). Таким образом, с 1 сентября в платежном документе, направляемом пользователю, должны быть отдельно выделены сумма к оплате за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Напомним, в старых Правилах была установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальные ресурсы, доведенные до границы сетей, входящих в состав общего имущества (абз. 2 п. 7 старых Правил). Однако в платежном документе не выделялись отдельно коммунальные услуги на общедомовые нужды, а также не были установлены отдельные формулы для расчета платы за такие услуги.

По новым Правилам размер платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом (нежилом) помещении, будет рассчитываться практически в таком же порядке, как это было предусмотрено старыми Правилами.

А вот для оплаты каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды новые Правила устанавливают свой порядок расчета. К таким услугам новые Правила относят холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета коммунальной услуги, то оплата за соответствующую услугу будет рассчитываться исходя из показаний данного прибора. Если же такой прибор не установлен, то в основу расчета будет положен норматив потребления, устанавливаемый органами госвласти субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»). Ресурсоснабжающая организация будет начислять для исполнителей сумму к оплате за весь многоквартирный дом.

При этом конечный потребитель обязан будет вносить только ту часть платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, которая приходится на его жилое (нежилое) помещение. Размер платы для каждого собственника рассчитывается исходя из отношения площади его жилого (нежилого) помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений.

Расчет суммы к оплате будет зависеть от двух факторов:

— установлен ли коллективный (общедомовой) прибор учета той или иной коммунальной услуги;

— установлены ли индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета в жилых (нежилых) помещениях в данном доме.

Проще всего конечная плата за пользование коммунальными услугами определяется, если все помещения в многоквартирном доме оснащены индивидуальными приборами учета. В этом случае искомая сумма будет высчитываться исходя из разницы между показаниями общедомового прибора учета и всеми показаниями индивидуальных приборов учета. Сложнее всего вычислить сумму к оплате, когда часть помещений оснащена приборами учета, а другая не оснащена. Тогда для расчета платы в отношении помещений, оборудованных приборами учета, будет использоваться реально потребленный объем коммунальной услуги, а для необорудованных — норматив потребления, утвержденный органами госвласти субъектов РФ.

Заключение договора о предоставлении коммунальных услуг

Новыми правилами гораздо подробнее урегулирован порядок и условия заключения договора на поставки коммунальных услуг потребителям. В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме могут содержаться в трех возможных документах (п. 9 новых Правил):

— в договоре управления многоквартирным домом, если дом управляется управляющей организацией. Исполнителем по договору будет управляющая организация;

— в договоре о предоставлении коммунальных услуг, если дом управляется товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, либо иным специализированным потребительским кооперативом. Такие договора заключаются между ТСЖ (кооперативом) и каждым собственником жилых (нежилых) помещений в доме;

— в договоре о предоставлении определенного вида коммунальных услуг (электроснабжения, теплоснабжения и т.д.), заключаемом каждым собственником с ресурсоснабжающей организацией, если в качестве формы управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. В этом случае для упрощения процедуры заключения договоров собственники жилых помещений могут уполномочить какое-либо лицо обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников (п. 26 новых Правил).

В п. 19 новых Правил перечислены сведения, которые должны включаться в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг.

Отметим, что потребитель может заключить подобный договор не только в письменной форме, но и путем совершения действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (п. 6 новых Правил). Особо подчеркивается, что потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Сама процедура заключения договора о предоставлении коммунальных услуг регламентирована Новыми правилами детально, включая правила урегулирования разногласий и правила предоставления недостающих документов.

Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг

В соответствии с новыми Правилами изменится порядок ограничения или приостановления коммунальных услуг в случае их неполной оплаты.

Напомним, что по старым Правилам исполнитель мог приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, если у потребителя возникла задолженность, превышающая три месячных размера платы за одну или несколько коммунальных услуг, и не было достигнуто соглашение о погашении такой задолженности. Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг было возможно через месяц после направления потребителю письменного предупреждения (п. 80 старых Правил).

Данный порядок в целом сохранится, однако в него будут внесены некоторые изменения. Так, будет возможно приостановление или ограничение представления только той услуги, в отношении которой имеется задолженность (п. п. 117 — 119 новых Правил). Например, за задолженность по оплате электроэнергии нельзя будет ограничить потребление холодной воды или газа.

В новых Правилах также установлено, что если потребитель не оплачивает коммунальные услуги полностью, то исполнитель обязан учитывать задолженность по каждому виду коммунальных услуг отдельно. В ситуации, когда пользователь вносит частичную оплату, исполнитель обязан распределять полученные средства по всем видам услуг пропорционально размерам платы за каждый из них.

Размер задолженности в целях ограничения или приостановления поставки услуги, как и по старым Правилам, будет рассчитываться исходя из нормативов потребления, даже если у потребителя установлен прибор учета.

Нежилое помещение в многоквартирном доме

Новые Правила, в отличие от старых, распространяют свое действие не только на граждан, но и на юрлица и индивидуальных предпринимателей, которые являются собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах. Для них за некоторыми исключениями устанавливается такой же порядок взаимодействия с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, что и для граждан

Исключение, установленное п. 18 новых Правил, состоит в том, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме может самостоятельно заключать договоры об обеспечении любыми коммунальными ресурсами непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. При этом в новых Правилах нет оговорки о том, что вариант заключения договора зависит от избранного способа управления многоквартирным домом.

Если собственник нежилого помещения заключает такой договор напрямую с ресурсоснабжающими организациями, то на него, так же как и на собственников жилых помещений, ложится обязанность предоставлять исполнителю (как правило, это управляющая компания) данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период.

Отметим, что для нежилого помещения устанавливаются такие же правила расчета платы за коммунальные услуги, как и для жилого, но только при условии, что нежилое помещение оборудовано прибором учета услуг.

Если же нежилое помещение таким прибором не оборудовано, то плата за коммунальные услуги для него будет определяться иначе. Для жилого помещения, не оборудованного приборами учета, объем потребленных услуг определяется исходя из нормативов потребления, а для нежилого — исходя из расчетного объема коммунального ресурса (п. 43 новых Правил).

Впрочем, для определения расчетного объема коммунального ресурса все равно необходима информация о показаниях прибора учета хотя бы за три месяца (п. 59 новых Правил). Если же нежилое помещение никогда не оборудовалось прибором учета либо такой прибор работал менее трех месяцев, то для определения расчетного объема коммунального ресурса применяются расчетные способы, установленные либо в договоре между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, либо в соответствии с законодательством о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении.

Читать еще:  Обязательные платежи в конкурсном производстве

Рассрочка уплаты и перерасчет при временном отсутствии потребителя

Новые Правила устанавливают норму, позволяющую оплатить коммунальные услуги в рассрочку в случае значительного увеличения размера платы за услугу. Если сумма, начисленная к оплате за коммунальную услугу, на 25 процентов превышает сумму, начисленную за ту же услугу за аналогичный период прошлого года, то исполнитель будет обязан в одном платежном документе отразить два возможных способа оплаты данной услуги (п. 72 новых Правил).

Потребитель вправе по своему усмотрению оплатить предоставленную услугу либо единовременно, либо в рассрочку. Новые Правила устанавливают фиксированный размер подобной рассрочки: плату за коммунальную услугу нужно будет вносить равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка. При этом за предоставленную рассрочку взимаются проценты, максимальный размер которых не может превышать размер ставки рефинансирования ЦБ РФ на три процента и более. У потребителя, оплачивающего коммунальную услугу в рассрочку, также есть право в любой момент досрочно погасить оставшуюся часть задолженности.

Если потребитель воспользовался правом оплатить коммунальные платежи в рассрочку, то такую же рассрочку и на тех же условиях обязана предоставить исполнителю соответствующая ресурсоснабжающая организация.

Отметим, что рассрочка потребителю не предоставляется, если увеличение платы вызвано увеличением постоянно или временно проживающих в помещении потребителей.

Новыми Правилами также изменен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. Как и ранее, такой перерасчет будет возможен только в случае, если у потребителя не установлен индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета.

Во-первых, новый порядок перерасчета касается только той части коммунальных платежей, которую потребитель уплачивает за услуги, предоставленные непосредственно в жилое помещение. Коммунальные платежи на общедомовые нужды перерасчету не подлежат.

Во-вторых, установлены формальные требования к документам, подтверждающим временное отсутствие потребителя по месту постоянного жительства. Теперь такие документы должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем) и заверены печатью такой организации, а также должны иметь регистрационный номер и дату выдачи. Данное требование не распространяется только на проездные билеты и иные документы, подтверждающие факт использования проездного документа. Сам перечень документов был открытым и ранее, однако в новых Правилах он был дополнен тремя новыми документами:

— справка учебного заведения;

— справка консульского учреждения;

— справка дачного, садового, огороднического товарищества.

В-третьих, установлены сроки, в которые потребитель вправе обратиться за перерасчетом коммунальных платежей. Он может сделать это либо до начала периода временного отсутствия (тогда перерасчет производится на срок до шести месяцев, который можно продлить еще на полгода), либо в течение 30 дней после окончания временного отсутствия.

Собственники нежилых помещений и плата за содержание ОИ в МКД

Собственники нежилых помещений нередко отказываются платить за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Это неправильная позиция, они должны оплачивать содержание и ремонт наравне с владельцами жилых помещений. Узнайте, почему.

Обязанность по оплате содержания и ремонта ОИ в МКД

Управляющие организации выставляют собственникам нежилых помещений счета за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов. Собственники таких помещений отказываются оплачивать полученные платёжные документы, аргументируя это тем, что договорные отношения с УО у них отсутствуют.

В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает, изменяется и прекращается с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).

Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности, согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. К общему имуществу МКД относятся помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме:

  • межквартирные лестничные площадки;
  • лестницы;
  • лифты;
  • лифтовые и иные шахты;
  • коридоры;
  • технические этажи;
  • чердаки;
  • подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации;
  • иное оборудование, обслуживающее более одного помещения.

Каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).

Собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги собственника помещения в МКД включает в себя плату за услуги и работы по управлению таким домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемыепри использовании и содержании ОИ в МКД.

Обязанность собственника оплачивать расходы на содержание и ремонт не обусловлена наличием договорных отношений с управляющей организацией. Такой вывод можно найти в п. 24 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017.

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ и п. 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома является для управляющей организации обязательным в соответствии с законодательством РФ. УО не может отказаться от выполнения таких работ и оказания услуг даже в случае, когда не заключён государственный или муниципальный контракт.

То, что собственник нежилого помещения не предпринял действий по заключению контракта для исполнения обязанности по несению расходов на общее имущество, не освобождает его от обязанности вносить соответствующую плату.

Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона, обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Взыскание задолженности у собственников нежилых помещений

Собственники нежилых помещений в многоквартирных домах обязаны оплачивать жилищно-коммунальные услуги по таким же правилам, что и собственники жилых помещений. Управляющая организация может требовать от собственника нежилого помещения своевременно вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Если собственник нежилого помещения отказывается платить управляющей организации за содержание и ремонт общего имущества, сначала следует попытаться решить вопрос миром и объяснить собственнику нежилого помещения, почему за ним закреплена обязанность вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения: отправлять долговые платёжки, письма или попытаться заключить соглашение о погашении задолженности.

Если собственник отказывается оплачивать счета, УО следует перейти к досудебному взысканию долгов: до подачи заявления в суд должнику нужно направить претензию с требованием оплатить задолженность в добровольном порядке. Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ, должник обязан ответить на такую претензию в течение 30 календарных дней.

Если должник ответит отказом или вовсе не ответит на претензию, управляющая организация может обратиться с исковым заявлением в суд. Рассмотрением таких заявлений занимается Арбитражный суд. Но бывает, что споры доходят и до Верховного Суда РФ.

Пример такого спора приведён в определении ВС РФ от 28.11.2017 по делу № 305-ЭС17-10430. В нём суд указал на то, что управляющая организация может взыскать долг за содержание и ремонт общего имущества с собственника нежилого помещения.

Выводы

Вносить плату за содержание и ремонт должны как собственники жилых помещений в многоквартирных домах, так и владельцы нежилых помещений. Размер такой платы устанавливается соразмерно доле участника общей долевой собственности на общее имущество МКД.

Незаключение договора между управляющей организацией и собственником жилого помещения не освобождает собственника от обязанности вносить плату за содержание и ремонт общего имущества в МКД. Елизавета Ланковская

Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы

Во многих многоквартирных домах (далее — МКД) есть нежилые помещения. Обязаны ли их собственники платить за содержание и текущий ремонт общего имущества и инженерных коммуникаций? Должны ли оплачивать жилищно-коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт?

Для начала разберемся, в чем же отличие жилого помещения от нежилого.

Многие жильцы неправильно понимают суть категории «нежилые помещения», путая их с МОП – местами общего пользования. К последним относятся лестничные пролеты, подъезды, коридоры, технические этажи, лифтовое имущество, чердаки и т.д. В свою очередь, нежилым помещением в МКД является помещение, указанное в проектной или технической документации МКД либо в электронном паспорте МКД, которое не является жилым и не включено в состав общего имущества собственников помещений в МКД независимо от наличия отдельного входа или подключения к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

Читать еще:  Какие бывают назначения платежа

Таким образом, основное отличие нежилых помещений, расположенных в МКД, заключается в том, что они изначально (согласно проектной документации) являются таковыми, не предназначены для обслуживания жилых помещений и, соответственно, не относятся к общему имуществу собственников помещений МКД.

Чтобы использовать места общего пользования — цоколи, подвалы, чердаки и т.д. для предпринимательства, их сначала необходимо перевести в статус нежилых. При этом владелец такой площади должен иметь свидетельство о регистрации права собственности и установить в помещении индивидуальные приборы учета на используемые ресурсы.

Не следует забывать, что управляющей компанией (ТСЖ, ЖСК, ЖК, СК и др.) должны быть заключены договоры об организации расчетов собственников нежилых помещений в МКД, а также лиц, пользующихся на ином законном основании нежилыми помещениями, за коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 01.12.2017 № 671-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 12 июля 2011 г. № 540-РП» с 01.04.2017 на ГКУ «Центр координации ГУ ИС» возложена функция по начислению платежей за нежилые помещения, коммунальные и иные услуги.

Расчет платы за коммунальные услуги производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

При начислении платежей и формировании платежных документов (в том числе счетов и счетов-фактур) за коммунальные и иные услуги арендаторам, владельцам, пользователям, собственникам нежилых помещений ГКУ «Центр координации ГУ ИС» производит расчеты с использованием системы АСУ ЕИРЦ.

Эта система помогает управляющим организациям сократить операционные и базовые расходы. Кроме того, система АСУ ЕИРЦ зарекомендовала себя как уникальный и незаменимый продукт при расчете и начислениях за ЖКУ.

Таким образом, собственники (арендаторы) нежилых помещений в МКД обязаны так же, как и собственники жилых помещений, оплачивать ЖКУ, а также взносы на капитальный ремонт.

Как происходит оплата коммунальных услуг и расходов на содержание нежилого помещения в многоквартирном доме?

Обязанности по возмещению затрат за услуги коммунальных служб несут как владельцы жилья, так и помещений из нежилого фонда многоквартирного дома (МКД).

При этом владелец коммерческой площади должен иметь свидетельство на регистрацию права владеть им, установить в помещении учетные индивидуальные приборы на используемые ресурсы.

Кто должен оплачивать содержание?

Многие жильцы неправильно понимают суть категории «нежилые помещения», путая их с МОП – местами общего пользования. Из-за этого недопонимания возникает множество вопросов в отношении определения расчетных сумм за «коммуналку».

К МОП относят подвалы, лифты и лифтовые клетки, лестничные прогоны и площадки, чердаки и пр. (подробнее – в письме Минрегионразвития от 22.11.2012 под № 29433-ВК/19). Нежилые помещения, являющиеся частью МКД – это, в основном, площади коммерческого назначения – аптеки, банки, медучреждения, объекты сферы бытового назначения, имеющие законных собственников (Постановление Правительства России №354, датированное 06.05.2011).

Случаются варианты, когда места общего пользования становятся чьей-то собственностью и переходят в состав коммерческих помещений. В даном варианте удельный вес площадей МОП в доме уменьшается, а, соответственно – снижается и квартплата жильцов. Платить за коммуналку в цокольных, чердачных или подвальных помещениях, ставших нежилой площадью, будут уже их собственники.

Оплата услуг ЖКХ, предоставляемых для нежилых объектов – обязанность их владельцев. На общих основаниях они платят и за услуги ресурсопредоставляющих организаций и за содержание общедомового имущества. Плата является законной, хотя таким имуществом они не пользуются, располагаясь на первом этаже, имея отдельный вход и подключение инженерного обеспечения.

Порядок предоставления услуг

Согласно нормам Постановления №354 услуги организаций-поставщиков предоставляются со времени признания за собственниками нежилых площадей их имущественного права. Их состав зависит от степени благоустройства МКД и включает:

  • электрообеспечение;
  • снабжение газом, водой (холодной и горячей);
  • водоотведение;
  • сбор ТБО (твердых бытовых отходов).

За исключением поставки тепла, осуществляемой лишь в холодное время года, все остальные услуги обеспечиваются круглогодично.

Такой документ между коммунальной организацией и владельцем нежилой плащади в МКД заключается обязательно в письменном виде. В случае отсутствия договора поставка услуг осуществляется на основании расчетов, производимых самой ресурсопоставляющей организацией (основание – Постановление №1498 26.12.2016).

Чем обосновываются тарифы на «коммуналку»?

Определение тарифов на коммунальные услуги – прерогатива органов местного самоуправления, которые обосновывают их с помощью данных независимой экспертизы. Для расчетов потребителей с ресурсопоставляющими организациями эти величины применяются только после их утверждения специальной энергетической комиссией, имеющей аккредитацию Госстроя РФ.

В себестоимости коммунальных услуг значительную долю составляют затраты на покупные энергоресурсы. Для обеспечения услуг теплоснабжения процентное соотношение статей калькуляции следующее:

  • затраты на разные виды топлива – около 35%;
  • расходы за используемую электрическую энергию ≈ 9–10%;
  • затраты на зарплату (с отчислениями) – около 15%.

Структура затрат на водоснабжение выражается, соответственно, величинами ≈ 20%, 18–20%, 15%. В ее состав включают и доходную составляющую, которая для всех коммунальных услуг закладывается на уровне примерно 5%.

Главная причина повышения тарифов на «коммуналку» – рост цен на газ, электричество, воду, тепло, являющийся результатом увеличения уровня инфляции. Пересмотр тарифов согласно федеральному законодательству должен происходить не чаще, чем одинажды в год.

Расчет суммы

При расчете суммы, вносимой за потребленные в течение месяца услуги, применяются тарифы снабжающей организации. Расчет потребления ресурса сводится к использованию формулы, в которой повторяющейся ежемесячно величиной является тариф (цена за единицу ресурса). Изменяющаяся величина – это количество потребляемого ресурса.

За горячую и холодную воду

Определение постоянно изменяющейся величины происходит по общим для дома или индивидуальным приборам. Таким образом, простым умножением названых величин, рассчитывается значения сумм уплаты за потребленный в коммерческом помещении газ, горячую и холодную воду, утилизированные стоки, электроэнергию:

  • П – величина в рублях, подлежащая возмещению за использовынные услуг.
  • V – израсходованный объем ресурса за расчетное время.
  • Т – тариф.

За отопление

Подлежащую ежемесячной оплате сумму за отопление (при неустановленых в нежилой площади или доме учетных приборах), определяют умножением трех множителей:

  • общей площади нежилого помещения (S);
  • нормативной величины потребления отопления (N);
  • установленного тарифа (T).

В зависимости от периодичности уплаты за услугу отопления – круглогодично или на протяжении отопительного сезона – используется коэффициент к нормативу потребления (К). Он определяется делением времени отопительного сезона (в месяцах) на количество месяцев в году, т. е – на число 12.

Если в доме имеется счетчик тепла – при расчете используются его показания для МКД (V), отношение общей площади нежилого объекта к площади дома (S н/ж пл. : S мкд) и установленный законодательными нормами тариф (Т):

Имея собственный прибор учета тепла, владелец нежилой недвижимости оплатит услугу по соответствующей формуле, умножая нежилую квадратуру (S) на объем услуги (V) и тариф (T).

За вывоз мусора

Плата за обращение с твердыми бытовыми отходами в некоторых регионах взимается по старым правилам, услуга считается жилищной. В 20 пилотных регионах – по новым и рассчитывается, исходя из количества пребывающих в помещении людей, норматива и тарифа, утвержденных на региональном уровне. Услуга является коммунальной. Срок окончания перехода на новые правила – начало 2019 года (Постановление 232 27.02.2017).

Общедомовые нужды

Для всех видов коммунальных услуг уплата собственником нежилых помещений за их использование включает и общедомовую составляющую. Ее рассчитывают двумя путями:

  1. разделив общее потребление на общедомовой норматив – при отсутствии приборного учета;
  2. при наличии приборов общедомового потребления из общего значения вычитается индивидуальное потребление, а оставшаяся часть распределяется пропорционально квадратуре помещений.

Положения подтверждены правилами содержания ПП РФ №491 от 13.08.2006, пункт 28.

Как внести плату собственнику?

Оплата услуг ресурсопоставляющих организаций производится собственником нежилого помещения напрямую – при наличии договоров. На сайтах поставщиков услуг за перечисление денег комиссия не берется. Немаловажным является и то, что принимаются все карты. Возмещение стоимости услуг на содержание общего имущества происходит на счет управляющей компании в соответствии с платежными документами.

Иными финансовыми организациями, используя ресурсы которых можно перечислить деньги за коммуналку, являются:

  1. Портал госуслуг, который комиссию не взимает, но ее могут востребовать банки или сами организации-поставщики услуг.
  2. Банковские учреждения. Здесь к оплате принимаются как карты, так и наличность. Имеется возможность использовать терминал или оплатить кассиру. Интернет-банкинг позволяет произвести платеж не отходя от компьютера. Комиссия – от 0% до 2%.
  3. Почта России. Услугу предпочитают пожилые люди, больше доверяющие живым кассирам, чем Интернету и гаджетам.
  4. Услуга «Блиц-платеж». Доступна при оформлении поручения банку, который на протяжении длительного срока будет производить платежи за клиента. Ему необходимо только открыть и регулярно пополнять счет.
  5. Мобильный банк. Управление счетами производится банком с помощью SMS-сообщения от клиента.

Оплачиваются услуги за использование коммунальных ресурсов ежемесячно, в течение первой декады следующего за расчетным периодом месяца.

Как исполнитель, так и потребители коммунальных услуг используют определенные права и обязанности. Основными задачами ресурсопредставляющей организации являются обеспечение коммунальных услугнадлежащего качества и в нужных объемах. Потребителю необходимо с установленной договором периодичностью вносить плату за использование услуг.

Правила оплаты коммунальных услуг за нежилое помещение многоквартирного дома

Приобретая нежилое помещение в многоквартирном доме, будущий собственник понимает, что за коммунальные ресурсы придется платить. Но расходами по счетчикам дело не закончится. За что еще придется платить и при каких условиях? Давайте разбираться.

Законодательное регулирование

Оплата услуг ЖКХ потребителями в нежилых и жилых помещениях регламентируется:

  1. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» (далее Постановление 354).
  2. Жилищным Кодексом РФ.
  3. Гражданским Кодексом РФ.
  4. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 15.12.2018) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в МКД и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее Постановление 491). Больше о том, что такое управление нежилыми помещениями и как заключить договор с УК, ТСЖ, ЖСК, между собственниками, можно узнать здесь.

Кто и как вносит платежи?

Согласно п. 65 гл. 6 Постановления 354 потребитель услуг может самостоятельно производить их оплату, а может поручать иным лицам внесение платы любыми способами, которые не противоречат требованиям законодательных актов и заключенному соглашению.

Если владелец помещения предоставляет его в аренду, то ответственность за оплату услуг ЖКХ все равно остается на хозяине объекта.

Оплачивать расходы можно сразу, а можно частями, при этом нельзя нарушать конечный срок оплаты коммунальных услуг, установленный договором. Потребитель имеет право производить предоплату на будущие расчетные периоды.

Содержание и форма договора

Содержание договора о предоставлении коммунальных услуг закреплено в гл. 3 Постановления 354. Соглашение должно включать:

  1. Дату, место заключения.
  2. Реквизиты сторон (наименования, адреса, платежные и контактные данные). Если договор заключается с ИП, то необходимы его паспортные данные. Если контрагент – юрлицо, то нужно указать место госрегистрации.
  3. Данные о помещении, где предоставляются услуги. Обязательно указание площади объекта, вида деятельности, которая там ведется, и иных сведений.
  4. Вид предоставляемых коммунальных услуг.
  5. Качественные характеристики предоставляемых услуг.
  6. Порядок учета потребленных ресурсов (норматив, прибор учета или иные способы).
  7. Сведения о приборах учета (при наличии таковых). Обязательно указывают место, дату установки, дата последней поверки, дату следующей поверки. Также необходимо определить порядок, условия приема показаний.
  8. Порядок и периодичность контрольных проверок исполнителем приборов учета.
  9. Порядок определения размера оплаты услуг, порядок, форма и сроки оплаты.
  10. Способ и адрес доставки расчетных документов потребителю.
  11. Способ установления факта отсутствия услуг ЖКХ или предоставления их ненадлежащего качества. Порядок изменения размера платы при указанных ситуациях.
  12. Права, обязанности, ответственность сторон соглашения.
  13. Основания, порядок ограничения или приостановки предоставления услуг.
  14. Основания для расторжения или изменения договора. Порядок действий при этом.
  15. Период действия соглашения.

Договор о предоставлении услуг может быть заключен в письменной форме или путем совершения действий, которые свидетельствуют о намерении потреблять услуги (фактическим потреблением).

За что собственник отдает денежные средства?

Собственник нежилого помещения платит за потребленные коммунальные ресурсы. Помимо них в траты владельца нежилого объекта, расположенного в МКД, входят эксплуатационные расходы и расходы на общедомовые нужны.

Хозяин нежилого помещения обязан оплачивать расходы на капремонт общего имущества МКД (ст. 158 ЖК РФ).

К коммунальным ресурсам относятся тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и подача электроэнергии. Снабжение ресурсами происходит по договорам, которые хозяин помещения должен заключить напрямую с ресурсоснабжающей организацией. Узнайте больше об особенностях формирования тарифов и расчете оплаты за электроэнергию и отопление.

Согласно п. 69 Постановления 354 в платежном документе должны быть указаны:

  • адрес объекта;
  • реквизиты плательщика (ФИО для ИП, наименование для юрлица, банковские реквизиты, место регистрации);
  • перечень услуг, подлежащих к оплате, месяц оплаты;
  • объем потребления каждого вида ресурсов за период и размер оплаты;
  • сведения о перерасчетах;
  • сведения об отсрочке или рассрочке (если предусмотрено договором);
  • другие сведения.

Обязательные траты на общедомовые нужды

Содержание помещений общедомового пользования и работы по их обслуживанию также входят в ОДН. Содержание общего имущества согласно п. 11 Постановления 491 включает в себя:

  • поддержание помещений в требуемом для эксплуатации состоянии;
  • уборку и очистку мест общего пользования;
  • сбор и вывоз ЖБО;
  • содержание площадок для ТКО (ранее ТБО);
  • уход и содержание элементов благоустройства и озеленения;
  • установку, ввод в эксплуатацию и поверку общедомовых счетчиков;
  • текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Что такое общедолевая собственность и места общего пользования в МКД и обязаны ли собственники содержать эти участки, читайте тут.

Соответственно ст. 249 ГК РФ все участники долевой собственности обязаны участвовать в издержках по содержанию имущества соразмерно своей доле.

Статья 249 ГК РФ. Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Тариф на эксплуатационное обслуживание

Для нежилых объектов тариф на эксплуатационные услуги определяется договором, заключенным между владельцем помещения и управляющей компанией. Тариф за эксплуатационные услуги зависит не от юридического статуса собственника помещения, а от фактического использования объекта.

Например, если помещение пустовало, то тариф на эксплуатационные услуги мог быть минимальными. Если потом объект начал использоваться для коммерческой деятельности, то управляющая компания может настаивать на заключении нового соглашения с увеличением эксплуатационного тарифа.

Для обеспечения коммерческой деятельности требуется предоставление услуг в объеме, превышающем бытовой уровень (вывоз мусора, содержание придомовой территории). Если в помещении располагается офис или склад, то обычно тариф на эксплуатационные услуги для собственника такого объекта не отличается от ставки для владельцев квартир.

Оплата коммунальных ресурсов собственником нежилого помещения осуществляется так же, как и физлицами, – по показаниям приборов учета. При этом стоимость единицы ресурсов для юрлиц и ИП существенно отличается от ставок для бытовых потребителей (физлиц). Чаще всего для коммерческих организаций применяется среднеотраслевой тариф.

Тариф на ресурсы для общедомовых нужд одинаковый для всех бытовых потребителей — физлиц, юрлиц и ИП, так как собственник платит не напрямую поставщику ресурса, а управляющей организации.

Стоимость коммунальных ресурсов для юридических лиц и ИП будет выше, чем для бытовых потребителей, из-за разницы в тарифе. Ставка по расходам на ОДН для юрлиц, ИП и жильцов будет одинаковой.

Как вносить плату?

Оплачивать коммунальные услуги можно любым удобным способом, если иное не зафиксировано в заключенном договоре (п. 65 гл. 6 Постановления 354). Платить можно:

  1. в отделениях банковских учреждений;
  2. в системах интернет-банкинга;
  3. в почтовых отделениях;
  4. платежных терминалах и пр.

Можно производить оплату наличными средствами и безналичным расчетом, путем почтовых переводов или посредством банковской карты, в сети Интернет и другими формами, предусмотренными действующим законодательством. Платежный документ необходимо сохранять минимум три года со дня оплаты.

Чем процедура отличается от аналогичной для жилого объекта?

Если объект находится в нежилом строении, то его хозяин не обязан отчислять средства на проведение капремонта. При отсутствии договора на содержание придомовой территории с управляющей компанией данная статья расходов также не подлежит оплате. Но обслуживать и содержать прилегающую территорию владельцу помещения придется самостоятельно.

Владельцу нежилого объекта для подключения коммунальных ресурсов необходимо заключить договора напрямую с поставщиками данных услуг. Кроме того, владельцу объекта придется нести бремя по содержанию общедомовых помещений, хотя он ими реально не пользуется.

Избежать такой статьи расходов можно одним путем – купить помещение в нежилом здании. Но тогда придется самостоятельно организовывать уборку прилагающих территорий и содержание технических помещений в пригодном к эксплуатации состоянии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector