Обязательные платежи в конкурсном производстве - Мировой кризис и Я
Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязательные платежи в конкурсном производстве

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в статью 2 внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац утратил силу с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ

Информация об изменениях:

вред, причиненный имущественным правам кредиторов , — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом РФ об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления, утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 28 мая 2007 г. N 102

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 установлено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба

Порядок уплаты обязательных платежей в процедуре банкротства

«Юридическая работа в кредитной организации», 2005, N 4

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) установил особый порядок исполнения должником обязанности по уплате обязательных платежей. Законом введены определенные ограничения общеустановленных требований к исполнению по уплате обязательных платежей. В ст. 2 Закона обязательные платежи определены как налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 63 Закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступает целый ряд последствий, в частности: требования кредиторов об уплате обязательных платежей, срок которых наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику (здесь и далее речь будет идти только об обязательных платежах).

Читать еще:  Заполнение назначения платежа в платежном поручении

Согласно ст. 81 Закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления также наступают определенные последствия, а именно: требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом.

В стадии внешнего управления (ст. 94 Закона) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Мораторий распространяется на обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В соответствии со ст. 95 Закона текущие обязательства в период внешнего управления не подпадают под действие моратория.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Из приведенных выше положений следует, что в процедурах банкротства ограничения по уплате обязательных платежей касаются только обязательных платежей, срок уплаты которых наступил по состоянию на дату принятия арбитражным судом определения о введении той или иной стадии процедуры банкротства. Требования об исполнении именно таких обязательных платежей подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом.

Обязательные платежи, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и срок уплаты которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, согласно п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона являются текущими платежами. В ст. 134 Закона перечислены текущие обязательства, в числе которых названы и требования кредиторов, возникших в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства (абз. 4 п. 1). При этом тем же п. 1 установлено, что текущие платежи исполняются вне очереди за счет конкурсной массы. Это означает, что платежи кредиторам по данным требованиям осуществляются перед тем, как получат удовлетворение кредиторы по другим требованиям в рамках процедуры банкротства и по правилам, предусмотренным Законом. Согласно п. 3 этой же статьи очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ.

В целях обеспечения единообразного подхода к применению Закона Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснил следующее: «Согласно пунктам 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве».

В п. 4 указанного Постановления отмечено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

  1. Требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, предъявляются к должнику только в порядке, установленном Законом. Иными словами, кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке, их требования могут быть удовлетворены только в соответствии с нормами Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
  2. Требования об уплате обязательных платежей, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, — так называемых текущих платежей, — удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в общеустановленном порядке.

Итак, все обязательства должника разделяются на две группы: подлежащие включению в реестр кредиторов и текущие. Для первых в процедурах банкротства установлено особое правовое регулирование. Вторые подлежат исполнению в обычном порядке с учетом ограничений, определенных Законом для отдельных процедур.

Подтверждением этого вывода является судебная практика.

Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.02.2005 N Ф08-6259/2004-15А оставлено без изменения решение арбитражного суда по иску ЗАО к налоговой инспекции о признании недействительным решения налоговой инспекции о приостановлении расходных операций по счету налогоплательщика, принятого в обеспечение решения о взыскании задолженности по налогу и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах банка. Суд в решении указал, что решение от 11.02.2004 N 7 является обоснованным, поскольку деятельность организации, в отношении которой возбуждается процедура наблюдения, продолжается в обычном порядке и организация обязана выполнять свои обязанности по уплате налогов, срок уплаты которых наступил после введения процедуры наблюдения. В отношении заявителя Определением Арбитражного суда от 27.11.2003 возбуждено дело о признании его несостоятельным (банкротом) и введена процедура наблюдения.

Требованием от 26.01.2004 N 53 налоговая инспекция предложила обществу уплатить текущий платеж — единый сельскохозяйственный налог и пени, срок уплаты которого истек 20.01.2004. Общество не исполнило требование, поэтому налоговый орган принял решение от 11.02.2004 о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на его расчетном счете. В обеспечение названного решения инспекция приняла решение от 11.02.2004 N 7 о приостановлении всех расходных операций по счету налогоплательщика.

Признавая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, суд кассационной инстанции сослался на п. 4 вышеупомянутого Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». (Напомним, что в нем разъясняется, что требования налоговых органов по обязательным платежам (текущим платежам), возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве.)

Таким образом, суд признал, что налоговый орган совершенно правомерно воспользовался своими правами, предусмотренными ст. ст. 46 и 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) о принудительном взыскании обязательного платежа, срок уплаты которого возник после введения процедуры наблюдения, то есть правомерно предъявил свои требования в общеустановленном порядке, а не в рамках процедуры банкротства.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.02.2005 N А74-2809/03-К1-Ф02-51/05-С2 сделан вывод, что нарушение налогового законодательства по текущим платежам на этапе конкурсного производства является основанием для применения мер ответственности, предусмотренной НК РФ, и не подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, принимая Постановление N Ф04-1758/2005(10004-А27-19) от 07.04.2005 об оставлении без изменения решения суда первой инстанции по иску налоговой инспекции к ОАО о взыскании налоговых санкций, руководствовался п. 4 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и довод, изложенный обществом в кассационной жалобе о том, что требование о взыскании налоговых санкций не может быть рассмотрено в исковом производстве в силу пп. 1 ст. 98 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», счел необоснованным.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа также считает правомерным обращение налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании штрафных санкций исходя из следующего. В силу ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Сумма штрафов и иных санкций подлежит удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди.

Для включения указанного требования в реестр требований кредиторов оно должно быть установлено в определенном законом порядке. Размер денежного обязательства по требованию кредитора считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или в иных предусмотренных данным законом случаях.

Согласно п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, следовательно, требование налогового органа о взыскании налоговой санкции должно быть подтверждено в судебном порядке.

Таким образом, налоговый орган вправе предъявить должнику требования по налоговым санкциям в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом решения об их принудительном взыскании с должника. Включение взыскиваемой по данному спору суммы штрафа в реестр требований кредиторов производится только на основании соответствующего судебного акта (см. Постановление от 23.03.2005 N Ф04-1622/2005(9563-А45-23).

Эта же позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2005 N 3620/05: «. рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном ст. ст. 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями гл. 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника».

Необходимо отметить, что в практике арбитражных судов до принятия Высшим Арбитражным Судом РФ Постановления от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» имела место совершенно противоположная точка зрения. Например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2004 N А05-5203/04-9 обращено внимание на то, что в силу п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» налоговые инспекции не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке, что долг по уплате налоговой санкции, возникший после введения процедуры конкурсного производства в отношении должника, является текущей задолженностью и требование о взыскании такого долга не может быть рассмотрено в исковом производстве в силу пп. 6 п. 1 ст. 126 и пп. 4 п. 1 ст. 124 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Читать еще:  Платежное поручение перевод

Взыскание текущих платежей при банкротстве юрлица и порядок погашения требований по таким платежам

Текущие платежи в процессе банкротства отличаются от рядовых требований порядком предъявления и погашения.

Порядок предъявления требований кредиторов и их погашения происходит с учетом статуса кредиторов, который прописан в ст. 5 127-ФЗ о банкротстве.

Что такое текущие платежи при банкротстве юрлица

На основании п. 1 ст. 5 127-ФЗ к текущим платежам можно отнести ряд денежных требований, дата возникновения которых приходится на период после открытия процесса о финансовой несостоятельности юрлица.

Исходя из указанного определения, а также перечня требований, которые допускается предъявлять в процессе банкротства, к текущим платежам относят:

  1. Денежные требования, возникшие из гражданско-правовых сделок на основании ст. 2 127-ФЗ (например, договоров кредитования, договоров поставки, договоров купли-продажи и пр.).
  2. Требования о выплатах выходного пособия и оплате труда работников или бывших сотрудников юрлица.
  3. Обязательные платежи, включая налоги в бюджеты всех уровней, а также сборы во внебюджетные фонды на пенсионное и социальное страхование работников.

В отношении тех обязательств, которые возникли до открытия процесса банкротства, сроки исполнения считаются наступившими независимо от соглашения сторон по п. 3 ст. 63 127-ФЗ.

Из чего формируются

Смысл текущих платежей состоит в том, что компания-должник должна продолжать свою деятельность, чтобы иметь возможность погасить долги перед кредиторами, и у нее неизбежно возникают текущие обязательства. Такие платежи направлены на поддержание жизнеспособности: например, оплату коммунальных услуг, процессуальных издержек, оплату услуг привлеченных специалистов и пр.

По ст. 126 127-ФЗ после введения конкурсного производства в отношении текущих платежей:

  1. Продолжается начисление штрафных санкций, процентов, неустоек и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований.
  2. Продолжает действовать порядок предъявления таких требований, который действовал за пределами банкротства.

Тем не менее кредиторы по текущим платежам получают приоритет при погашении требований из конкурсной массы и могут обжаловать действия управляющего.

При отнесении платежа к текущему требуется учитывать следующие особенности:

  1. Дата возникновения денежного обязательства должна отличаться от даты заключения договора. Если договор был подписан до начала процесса банкротства, а поставка товара или выполнение работ пришлись на более поздний период, то требование кредитора считается текущим платежом, а не реестровым. Например, компании подписали между собой договор подряда на выполнение строительных работ. Датой выполнения работ и возникновения денежного обязательства перед кредитором станет дата оформления акта приема-передачи. Если такой акт был подписан после начала процедуры банкротства, то платеж за строительные работы становится текущим.
  2. По длительным обязательствам, ярким примером которых является плата за коммунальные услуги или арендные платежи, текущими считаются требования, предъявленные за период после поступления заявления о банкротстве по п. 2, 11 Постановления Пленума ВАС №63 от 2009 г.
  3. Под датой возникновения денежного обязательства по обязательным платежам (налоговым отчислениям) понимается дата окончания налогового периода.
  4. Под датой возникновения штрафных санкций в части обязательных платежей понимается дата совершения правонарушения (Постановление Президиума ВАС РФ от 2012 года №2941/12).

Требования кредиторов по текущим платежам могут возникнуть в ходе любой процедуры банкротства, в том числе наблюдения, внешнего управления, оздоровления и конкурсного производства.

Кредиторы по текущим платежам могут пожаловаться на действия и бездействие управляющего в порядке, установленном 127-ФЗ.

Очередность погашения текущих платежей в конкурсном производстве

Требования по текущим платежам погашаются вне очереди из средств, которые входят в конкурсную массу.

С учетом того, что все текущие или внеочередные платежи могут составлять существенный объем долговых обязательств, то на практике возникает необходимость определения очередности при выплате текущих платежей. В рамках процедуры банкротства предусмотрено 5 очередей для погашения требований кредиторов по текущим платежам. По ст. 134 127-ФЗ прописана следующая очередность текущих выплат:

  1. Первоначально погашаются судебные расходы и вознаграждение арбитражного управляющего, а также сторонних экспертов и специалистов, которых он привлек (это, например, реестродержатель). То есть, в первую очередь, погашаются все расходы, связанные с делом о банкротстве. Сюда входят и выплаты в пользу банка, который занимается ведением операций по счету должника на основании п. 40.1 Постановления Пленума ВАС №60 от 2009 г.).
  2. Зарплата и выходные пособия работников, которые продолжили исполнение своих трудовых функций после объявления компании о банкротстве. При выплате зарплаты работникам в рамках второй очереди также удерживаются НДФЛ, профсоюзные взносы, алименты и пр. В указанную очередь не входят выходные пособия в адрес высшего руководства («золотые парашюты»), они относятся к реестровым требованиям по п. 2.1 ст. 134, п. 3 ст. 136 127-ФЗ.
  3. Оплата услуг лиц, привлеченных для исполнения определенных обязанностей управляющим, которые не были обязательны в деле о банкротстве (например, оценщиков для определения стоимости имущества должника).
  4. Эксплуатационные (коммунальные) платежи, компенсации в пользу руководящего состава компании должника, санкции, начисленные при допущенных нарушениях в процессе проведения торгов.
  5. Все остальные требования: неосновательное обогащение, налоговые платежи, договорные обязательства, взносы в ПФР и ФСС, деликтные обязательства.

Ряд обязательств должника погашается в особом порядке, минуя очередность. В их числе оплата мероприятий по предотвращению негативных последствий приостановки производственного процесса на предприятии-должнике, расходы на ликвидацию последствий по обстоятельствам непреодолимой силы. Также в особом порядке производят выплаты кредиторам-залогодержателям, возвращается задаток при продаже имущества должника в ходе торгов по п. 15 ст. 110 127-ФЗ (все полученные средства перечисляются на отдельный спецсчет).

Порядок взыскания: алгоритм действий

Как известно, в период действия отдельных этапов банкротства в отношении исполнительных документов вводится период моратория. Но на текущие платежи действие моратория не распространяется.

Вариант по прямому обращению кредитора в банковское учреждение является более предпочтительным из-за некоторых ограничений, накладываемых на работу пристава.

Пристав-исполнитель должен прекратить исполнительные производства в отношении тех денежных требований, которые включены в реестр требований к должнику в рамках признания его банкротом. Данные правила не распространяются на текущие обязательства по п. 4 ст. 96 229-ФЗ.

По текущим обязательствам компании исполнительное производство ведется в стандартном порядке, но с некоторыми особенностями, связанными с особым статусом юрлица. Так, приставы не вправе обращать взыскание на имущество и собственность должника за исключением тех денежных средств, которые находятся на банковском счете компании.

Пристав обязан придерживаться определенной очередности при исполнении текущих требований, которая прописана в п. 2 ст. 134 127-ФЗ, кроме залоговых обязательств по п. 19 Постановления Пленума ВАС №58.

В жалобе кредитор также вправе потребовать возмещения ему убытков, причиненных некорректной работой управляющего. Если кредитор получит от арбитражного суда решение о признании нарушения его прав с указанием на отнесение платежа к текущему, то он может передать такое решение в банк компании-должника. Банк обязан оплатить указанную сумму с учетом п. 1 Постановления Пленума ВАС от 2014 года №36.

Необходимые документы

В задачи кредитора входит обязательное документальное подтверждение статуса текущего платежа. Законодательство накладывает на банк, в котором у должника открыт счет, контролирующие функции. Банк должен предварительно проверять все платежные документы (платежные поручения, инкассовые поручения и чеки и пр.).

Также в задачи банка входит соблюдение установленной законом очередности платежей. Она определяется на основе всех документов, поступивших в банк на оплату. Если на дату предъявления отсутствуют документы для более ранней очереди, то исполнительный документ подлежит оплате банком позже.

Таким образом, текущие платежи при банкротстве погашаются во внеочередном порядке. Кредитор вправе воспользоваться гарантированным законом шансом на получение исполнительного документа по принудительному взысканию задолженности. Такой документ допускается передать приставам-исполнителям или непосредственно банку, у которого должник находится на обслуживании. Текущие платежи в рамках процедуры банкротства погашаются в определенной последовательности в приоритетном порядке перед требованиями реестровых кредиторов, которым юрлицо задолжало перед поступлением заявления о банкротстве. Предусмотрено 5 очередей при погашении требований по текущим платежам. Они погашаются в календарном порядке.

Текущие платежи

Текущие платежи при банкротстве включают в себя:

  • денежные обязательства должника, возникшие из гражданско-правовых сделок (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ );
  • требования о выплате выходных пособий и/или об оплате труда работников и бывших работников;
  • обязательные платежи, т. е. налоги, сборы, взносы и иные платежи, уплачиваемые в консолидированный бюджет РФ и внебюджетные фонды.

Но при условии, что такая задолженность возникла после даты принятия судом заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 5 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ). В связи с этим требования контрагентов к должнику по оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, образовавшиеся после указанной даты, также будут относиться к текущим платежам, даже если сам договор между контрагентом и должником был заключен до начала производства по делу о банкротстве (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60).

Требования кредиторов по текущим платежам могут появиться в период проведения любой процедуры в деле о банкротстве, в том числе при процедуре наблюдения. Они не включаются в реестр требований кредиторов, а сами кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, в отличие от конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 34 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ).

Читать еще:  Взыскание задолженности по платежам в бюджет

Вместе с тем кредиторы по текущим платежам имеют право обратиться в суд и обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего, если он нарушает их права или законные интересы (п. 4 ст. 5 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ).

Очередность погашения требований кредиторов по текущим платежам

В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» 127-ФЗ текущие платежи удовлетворяются в определенной последовательности. У кредиторов по текущим платежам есть преимущество перед кредиторами, которым компания-банкрот успела задолжать до того, как суд принял заявление о признании ее банкротом. Соответственно, требования по текущим платежам погашаются вне очереди за счет конкурсной массы (п. 3 ст. 5, п. 1 ст. 134 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ).

Но среди «текущих» кредиторов тоже есть своя очередность. В соответствии с ней сначала (в первую очередь) удовлетворяются требования, связанные с производством по делу о банкротстве: выплачивается вознаграждение арбитражному управляющему, лицам, исполнявшим его обязанности, погашаются текущие платежи, связанные с судебными расходами, и т.д.

Ко второй очереди относятся требования об оплате труда и выходных пособий работников и бывших работников банкрота. К третьей очереди – требования об оплате лиц, привлеченных арбитражным управляющим в ходе процедуры банкротства (к примеру, оценщиков). В четвертую очередь гасятся долги по эксплуатационным платежам, проще говоря, по коммунальным услугам. А в пятую очередь попадают все остальные требования.

Внутри одной очереди требования исполняются в хронологическом порядке, то есть в порядке календарной очередности (п. 2 ст. 134 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ).

Разграничение правового статуса конкурсных кредиторов и кредиторов по текущим платежам

Рассматривая проблему разграничения кредиторов на текущих и тех, требования которых удовлетворяются на конкурсной основе, следует обратиться непосредственно к основному ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и постановлению Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60, на основе которых проделан анализ обозначенной темы статьи.

В соответствии с статьей 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

К числу конкурсных кредиторов не относятся учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия (например, из обязательств по уплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая участникам обществ). Исключение данных кредиторов из числа лиц, которые могут определять судьбу должника, наряду с последней очередностью удовлетворения их требований, обусловлено скорее санкциями за неумелый менеджмент (выбор неверного направления деятельности или исполнительных органов), приведший к банкротству, и недопустимостью заинтересованности при решении конкурсных вопросов. Применительно к предпринимательским отношениям можно говорить о категории риска как элемента предпринимательской деятельности. Естественно, тот, кто рискнул и проиграл, не может рассчитывать на равенство при разделе актива, то есть не может рисковать за счет кредиторов. Поэтому в целом исключение данной категории лиц из числа конкурсных кредиторов оправданно.

В силу легального определения не относятся к конкурсным кредиторам кредиторы с неденежными требованиями к должнику. На первый взгляд законодатель неоправданно создает неравное правовое регулирование кредиторов с неденежным требованием в отличие от конкурсных. С одной стороны, такие кредиторы могут оказаться в лучшем положении по сравнению с конкурсными, получив полное удовлетворение своих требований. С другой — наоборот: в ситуации, когда должник не может исполнить обязательство в натуре, потребуется время на то, чтобы возместить убытки или изменить способ исполнения судебного акта о присуждении к исполнению, и кредитор может не успеть предъявить свои уже денежные требования к должнику.

Пленум ВАС РФ в п. 34 Постановления от 22 июня 2012 г. N 35 разъяснил следующее. Согласно абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Кроме того, если после возбуждения дела о банкротстве должник заключит с третьим лицом соглашение о переводе на это лицо долга по обязательству, возникшему до возбуждения дела о банкротстве, и по этому соглашению должник обяжется уплатить такому лицу деньги, то такое требование об уплате денег также будет не текущим, а реестровым.

Переходя к разбору текущих требований кредиторов, то они представляют собой требования об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Согласно ст. 5 Закона о банкротстве текущие платежи делятся на две группы:

  1. денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  2. возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ.

То есть, если уже в процессе рассмотрения дела о банкротстве у должника возникла задолженность (например, по оплате аренды за период после подачи заявления на банкротство), то кредитор может обратиться за удовлетворением

Данному кредитору не нужно включаться в реестр кредиторов. Но эти требования можно заявить только в общеисковом порядке, а не в рамках дела о банкротстве (п. 2, 3 ст. 5 закона № 127-ФЗ).

Указанное право текущих кредиторов не отменяет общего правила, в соответствии с которым кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, и их требования подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

В связи с этим при рассмотрении в деле о банкротстве жалобы текущего кредитора, в том числе в конкурсном производстве, суд не вправе оценивать по существу обоснованность его требования, в том числе по размеру, а также выдавать исполнительный лист на взыскание суммы текущей задолженности с должника.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Требования текущих кредиторов удовлетворяются ранее требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в том числе конкурсных.

Текущие кредиторы необходимы для того, чтобы можно было провести сам конкурсный процесс.

Иными словами, текущие кредиторы обеспечивают саму возможность проведения расчетов с конкурсными кредиторами, включенными в реестр требований кредиторов, обеспечивают соразмерное и пропорциональное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью.

В качестве текущего платежа может быть квалифицировано только то обязательство, которое предполагает использование денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 23 июля 2009 г. N 63 разъяснил, что поскольку установление особого благоприятного режима для текущих платежей обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечения финансирования расходов на процедуру банкротства, то возникшее до возбуждения дела о банкротстве и подлежащее включению в реестр требований кредиторов требование (реестровое требование) не может впоследствии приобрести статус текущего требования.

  1. любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом
  2. требования об уплате процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, вытекающие из денежных обязательств, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, являются текущими платежами.

Этот вывод подтвержден судебной практикой. Например, Постановление ФАС СЗО от 27.01.2010 по делу N А56-13859/2009, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.05.2016 N Ф05-4716/2016 по делу N А40-25661/2015, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу N А79-6962/2015 и др.

Момент подачи заявления о банкротстве должника также имеет существенное значение для разрешения вопроса об очередности удовлетворения публичных обязательств. Так, при должном поведении руководителя, своевременно обратившегося с заявлением о банкротстве возглавляемой им организации, вновь возникшие фискальные обязательства погашаются приоритетно в режиме текущих платежей, а при неправомерном бездействии руководителя те же самые обязательства погашаются в общем режиме удовлетворения реестровых требований (п. 1 ст. 5, ст. 134 Закона о банкротстве).

Таким образом, не соответствующее принципу добросовестности бездействие руководителя, уклоняющегося от исполнения возложенной на него Законом о банкротстве обязанности по подаче заявления должника о собственном банкротстве (о переходе к осуществляемой под контролем суда ликвидационной процедуре), является противоправным, виновным, влечет за собой имущественные потери на стороне кредиторов и публично-правовых образований, нарушает как частные интересы субъектов гражданских правоотношений, так и публичные интересы государства. Исходя из этого, законодатель в п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве презюмировал наличие причинно-следственной связи между неподачей руководителем должника заявления о банкротстве и негативными последствиями для кредиторов и уполномоченного органа в виде невозможности удовлетворения возросшей задолженности.

К основным критериям разграничения требований тех или иных кредиторов относят:

  1. дату появления денежных обязательств кредиторов;
  2. дату вынесения судом определения о том, что принято в производство заявление о признании должника банкротом.

В целях более наглядного понимания различий правового положения конкурсного кредитора и кредитора по текущим платежам, можно обратиться к следующей таблице.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector